Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смирнова Александра Сергеевича на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 21 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Смирнова Александра Сергеевича к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля об оспаривании решения, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, судебная коллегия
установила:
Смирнов А.С. обратился в суд с административным иском к КУМИ мэрии г.Ярославля о признании незаконным приказа от 17 марта 2021 года N1002 об отказе в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности принять на указанный учет.
В обоснование заявленных требований Смирнов А.С. указал на то, что он и члены его семьи являлись участниками подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище". В соответствии с региональным законодательством, граждане исключенные из целевых программ, в связи с достижением предельного возраста их участников, со дня исключения которых прошло не более трех лет, вправе получить бесплатно в собственность земельный участок. До истечения указанного срока он обратился с заявлением к административному ответчику о предоставлении земельного участка, в чем ему было незаконно отказано.
Решением Кировского районного суда города Ярославля от 28 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 21 сентября 2021 года, в требованиях административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 декабря 2021 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Целью подпрограммы (исходя из содержания ее Паспорта) являлось предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Задачами подпрограммы являлось:
предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Программа подлежала реализации с 2015 по 2020 годы.
Паспорт подпрограммы утратил силу с 1 января 2018 года.
Согласно пункту 6 Правил, устанавливающих порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат, принять участие в данной подпрограмме может молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году
Таким образом, исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 22 июля 2017 года супруге административного истца исполнилось 36 лет.
На основании приказа Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области от 27 ноября 2017 года N453/3 семья Смирновых в соответствующий список включена не была.
Таким образом семья Смирновых утратила право на участие в подпрограмме и на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в случаях, если граждане являются участниками целевых программ по поддержке молодых семей, реализуемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, включающих меры по поддержке индивидуального жилищного строительства (пункт 1) или гражданам, если они исключены из целевых программ, указанных в пункте 1 настоящей части, в связи с достижением предельного возраста участников этих целевых программ, и со дня их исключения прошло не более 3 лет (пункт 1"1").
Из дела видно, что с заявлением о предоставлении земельного участка административный истец обратился в комитет 19 февраля 2021 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска суды обеих инстанций, исходили из того, что обращение Смирнова А.С. с заявлением о предоставлении земельного участка имело место за пределами трехлетнего срока, исчисляемого с 27 ноября 2017 года.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам жалобы, в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие об участии Смирновых в целевой программе по поддержке молодых семей, реализация которой осуществляется в какой-либо иной форме (кроме социальной выплаты) за счет областного финансирования.
Подлежит отклонению и довод жалобы о несвовременном предоставлении административному истцу сведений об исключении его со своей семьей из подпрограммы с указанной даты, поскольку это опровергается материалами дела, в частности уведомлением территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 26 февраля 2018 года.
Доводы кассационной жалобы по сути направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения отсутствуют.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г.Ярославля от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смирнова Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 11 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.