Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Торговое товарищество братьев Елисеевых" о признании недействующим пункта 150 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16 декабря 2019 года N31-н, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя административного истца адвоката Соколянскую Н.Н, возражавшую против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Юдиной М.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 16 декабря 2019 г. N 31-н утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень).
Под пунктом 150 в указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером 76:23:030714:184, площадью 3971, 8 кв.м, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Нахимсона, д. 21.
Закрытое акционерное общество "Торговое товарищество братьев Елисеевых" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия указанного пункта Перечня, ссылаясь на то, что спорное здание не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Решением Ярославского областного суда от 8 июня 2021 г, в удовлетворении административных исковых требований ЗАО "Торговое товарищество братьев Елисеевых" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 г. решение Ярославского областного суда от 8 июня 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым требования ЗАО "Торговое товарищество братьев Елисеевых" удовлетворены, признан недействующим со дня принятия пункт 150 Перечня.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 декабря 2021 г, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как не соответствующего закону, и оставлении в силе решения Ярославского областного суда от 8 июня 2021 г.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемого судебного акта не усматривается.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, указаны в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Как следует из пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего признаки торгового центра (комплекса), таковым, прежде всего, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
предназначено для использования или фактически используется в целях размещения перечисленных выше объектов, то есть назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение таких объектов или используется не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
В Ярославской области к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, торговые центры (комплексы) общей площадью от 1000 кв.м и помещения в них; нежилые помещения площадью от 1000 кв.м, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов (статья 2.1 Закона Ярославской области от 15 октября 2003 года N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области").
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, предусмотренных названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером 76:23:030715:184 расположено на земельном участке, кадастровый номер 76:23:030715:4, с видом разрешенного использования - "объекты административного назначения для оказания услуг населению", который безусловно не предусматривает размещение на нем перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов.
В Едином государственном реестре недвижимости на дату включения спорного здания в Перечень 2020 года содержатся сведения о его наименовании - "нежилое здание", назначении - "нежилое".
Разрешая настоящий спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные по делу договоры аренды нежилых помещений, а также технический паспорт от 1 января 2019 года подтверждают фактическое использование здания (на площади более 20%) в качестве торгового объекта, объекта общественного питания.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2.1 Закона Ярославской области "О налоге на имущество организаций в Ярославской области", указал, что бесспорных оснований для отнесения здания административного истца к торговому центру на основании договоров аренды нежилых помещений и технического паспорта от 1 января 2019 года, который на дату формирования Перечня являлся неактуальным, у Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не имелось; мероприятия по установлению вида фактического использования объекта в соответствии с принятым порядком не проводились, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения данного объекта в Перечень.
Выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого пункта Перечня противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Из представленных по делу доказательств, в том числе материалов технического учета по состоянию на 17 сентября 2019 года, следует, что оснований для отнесения здания, принадлежащего административному истцу, к торговым центрам (комплексам) на основании абзацев второго и третьего подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не имелось.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном исключении из Перечня спорного нежилого здания, в силу того, что административным истцом заключены договоры аренды помещений, судебной коллегией отклоняются, поскольку предусмотренные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным Постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2015 N 948-п, действия по установлению вида фактического использования объекта недвижимости по адресу: г. Ярославль, ул. Нахимсона, д. 21, как указывалось выше, Департаментом не проводились.
Указанные доводы, включая довод о недопустимости использования в качестве доказательства технического паспорта от 17 сентября 2019 года, направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не может являться.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства дела судом апелляционной инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными. Собранных по делу доказательств было достаточно для рассмотрения дела по существу.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судом апелляционной инстанции по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 марта 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.