Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сельковой Елены Андреевны на решение Тверского районного суда города Москвы от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 сентября 2021 года (номер дела в суде первой инстанции 2а-110/2021) по административному делу по коллективному административному исковому заявлению группы лиц, в интересах которой действует Селькова Елена Андреевна, к Правительству Москвы, Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы о признании незаконными общественных обсуждений, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения Сельковой Е.А. и ее представителя Санинского В.А, поддержавших жалобу, возражения представителей Правительства Москвы Дедюры В.А. и Князевой Н.Н, также представляющей Префектуру ЮЗАО города Москвы, судебная коллегия
установила:
Граждане, поручившие ведение дела Сельковой Е.А, обратились в суд с коллективным административным иском о признании незаконным проведения общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории кварталов 20-21, 22-23, района Черемушки и планировки территории кварталов 20-21, 22-23 района Черемушки; по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки г. Москвы в отношении кварталов 32, 33-34 района Черемушки и планировки территории кварталов 32, 33-34 района Черемушки.
Требования иска обоснованы ссылками на то, что в данном случае существенно нарушена процедура, предполагающая рассмотрение проекта планировки в целях реализации программы реновации жилищного фонда в Москве исключительно на публичных слушаниях, а не в форме общественных обсуждений.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 11 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 сентября 2021 года в требованиях административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей 26 октября 2021 года (с учетом дополнений), Селькова Е.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, с принятием по делу нового судебного акта, по мотиву неправильного применения судом норм материального права, нарушении норм процессуального права.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ по проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
К числу таких нормативных правовых актов прежде всего следует отнести Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", Положение о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2018 года N282-ПП (далее - Положение N282-ПП).
В соответствии с пунктом 2.14 Положения N282-ПП (в редакции по состоянию на 13.04.2020г.), в случае одобрения в установленном порядке Градостроительно-земельной комиссией города Москвы проекта планировки территории реновации Москомархитектура подготавливает проект правового акта Правительства Москвы об утверждении указанного проекта планировки территории реновации и направляет основную часть проекта планировки территории реновации в окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки соответствующего административного округа города Москвы для рассмотрения его на публичных слушаниях в установленном порядке.
Градостроительный кодекс города Москвы в пунктах 2 и 4 части 1 статьи 68 предусматривает проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности по проектам правил землепользования и застройки, проектам изменений правил землепользования и застройки, проектам планировки территорий.
В то же время по указанным проектам Градостроительный кодекс города Москвы допускает возможность проведения и общественных обсуждений (часть 1 статьи 68.1).
В соответствии с Порядком организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N448-ПП, органом, полномочным принять решение о проведении общественных обсуждений является Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (пункт 1.5 Порядка).
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы N9, состоявшемся 26 марта 2020 года принято решение согласится с проведением общественных обсуждений по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории кварталов 20-21, 22-23, района Черемушки и планировки территории кварталов 20-21, 22-23 района Черемушки; по проектам внесения изменений в правила землепользования и застройки г. Москвы в отношении кварталов 32, 33-34 района Черемушки и планировки территории кварталов 32, 33-34 района Черемушки.
Общественные обсуждения по вышеуказанным вопросам проведены с использованием платформы "Активный гражданин" в сети "Интернет", предусматривающей возможность выявления и учета мнения жителей города Москвы по вопросам градостроительной деятельности в период с 13 по 26 апреля 2020 года.
Таким образом, действующий Градостроительный кодекс города Москвы допускал возможность проведения в рассматриваемой ситуации общественных обсуждений.
Поскольку нормы части 1 статьи 68.1 Градостроительного кодекса Москвы приняты позднее Положения N282-ПП и в иерархии нормативных правовых актов города Москвы упомянутый кодекс является актом большей юридической силы, следует согласиться с позицией Правительства Москвы и судов нижестоящих инстанций об отсутствии процедурных нарушений в данной части.
Судами также проверено соблюдение процедуры проведения общественных обсуждений и в остальной части, касающейся экспозиции проектов, подготовки заключений о результатах публичных слушаний и их опубликования.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции поддерживает суждения суда второй инстанции, существо которых сводится к тому, что общественные обсуждения, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
В данном деле, суды не установили нарушений прав участников общественных обсуждений на выражение своего мнения с использованием интернет-платформы "Активный гражданин".
Доводы кассационной жалобы об обратном направлены на переоценку доказательств, представленных судам первой и апелляционной инстанций, и на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения отсутствуют.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда города Москвы от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сельковой Елены Андреевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.