Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N2 (ФКУ ИК-2) УФСИН России по Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 17 августа 2021 года, вынесенные по административному делу по административному иску ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области к администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о признании незаконным распоряжения об определении единой теплоснабжающей организации, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области с учетом уточнения требований, обратилось в суд с административным иском к Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области о признании незаконным распоряжения администрации от 24 декабря 2014 г. N 141 об определении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области единой теплоснабжающей организацией на территории Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области, указав, что оспариваемое распоряжение противоречит Постановлению Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации", так как исходя из целей и задач своей деятельности, порядка финансирования, отсутствия собственного капитала, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области не отвечает установленным критериям присвоения статуса единой теплоснабжающей организации. Указанное, по мнению учреждения, возлагает на него дополнительные обязанности, что не соответствует профилю деятельности учреждения.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 14 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 3 ноября 2020 г, в удовлетворении иска ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2021 года названные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По итогам повторного рассмотрения дела, решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 19 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 17 августа 2021 г, в удовлетворении иска ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 ноября 2021 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с их незаконностью и необоснованностью.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области является казенным учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В оперативном управлении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области с 01 февраля 2006 г. находится здание действующей котельной, расположенной по адресу: Смоленская область, Сафоновский район, пос.Вадино.
Постановлением Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 29 августа 2014 г. N 34 утверждена схема теплоснабжения Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области.
Распоряжением и.о. Главы Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 24 декабря 2014 г. N 141 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области определено единой теплоснабжающей организацией на территории Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области предоставляет населению сельского поселения Вадино услуги по отоплению, теплопотребляющие установки которых находятся в системе теплоснабжения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области.
Учреждение посчитав, что распоряжение и.о. Главы Администрации Вадинского сельского поселения Сафоновского района Смоленской области от 24 декабря 2014 г. N 141 нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определяющий полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок организации теплоснабжения потребителей устанавливают Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. N 808 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, действовавших в редакции на дату принятия оспариваемого распоряжения, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
На основании пункта 5 Правил, для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности.
В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, уполномоченный орган присваивает статус единой теплоснабжающей организации в соответствии с пунктами 7 - 10 настоящих Правил, устанавливающих критерии определения единой теплоснабжающей организации, порядок определения размера собственного капитала и способности в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (пункт 6 Правил).
При этом, согласно пункту 11 Правил, в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Суды, в том числе принимая во внимание данные в кассационном определении указания, установили, что распоряжение администрации от 24 декабря 2014 г. N 141 было принято в соответствии с положениями пункта 11 Правил; согласно схеме теплоснабжения, обеспечение тепловой энергией потребителей центральной части п. Вадино, а также небольшой части потребителей усадебной застройки, осуществляется централизованно - от газовой котельной, находящейся в распоряжении ФБУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области; котельная ФБУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области является единственным централизованным источником теплоснабжения Вадинского сельского поселения и работает на свою зону теплоснабжения; на территории Вадинского сельского поселения отсутствуют муниципальные котельные; на предприятии (ФБУ ИК-2) имеется квалифицированный персонал для ремонта и обслуживания котельного оборудования и тепловых сетей; в составе предприятия организованы комплексные бригады для проведения требуемых работ; имеется собственная техника.
В этой связи, разрешая заявленные требования, суды обеих инстанций, руководствуясь также положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, Правил, исходили из отсутствия несоответствия оспариваемого распоряжения закону или иному правовому акту и нарушений указанным распоряжением гражданских прав и охраняемых законом публичных интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам жалобы, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что присвоение административному истцу оспариваемого статуса в связи с эксплуатацией источника тепловой энергии препятствует осуществлению основного вида деятельности - обеспечение исполнения уголовного наказания.
Довод об отсутствии у административного истца собственного капитала, как условия, необходимого в соответствии с пунктами 7 и 13 Правил для присвоения и сохранения статуса единой теплоснабжающей организации судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку данный критерий, по смыслу взаимосвязанных положений пунктов 7-10, 11 и 13, подлежит оценке в случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, чего в данном случае не имелось.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония N2 УФСИН России по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 2 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.