Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Забродиной С.А. на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 30 июня 2021 г. (дело N 2а-398/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 6 октября 2021 г, вынесенные по административному делу по административному иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Касимовского муниципального района Рязанской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, заслушав доклад судьи Жудова Н.В, объяснения представителя прокуратуры Русакова И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Касимовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором с учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района;
обязать администрацию района дооборудовать места (площадки) накопления ТКО, установив на каждой площадке контейнеры для сбора ТКО в с. Погост в количестве 24 штуки, в д. Анемнясево в количестве 8 штук, в д. Белясево в количестве 4 штук, в д. Бельково в количестве 6 штук, в д. Забелино в количестве 8 штук, в д.Левино в количестве 2 штук, в д. Полухтино в количестве 2 штук, в пос.Поухтино в количестве 2 штук, в д. Черново-Шеенки в количестве 2 штук в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу;
обязать администрацию района создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории с.Забелино муниципального образования - Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области в соответствии с СанПин 2.1.3684-21, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N170.
Определением суда от 21 мая 2021 г. по заявлению Касимовского межрайонного прокурора произведена замена ненадлежащего административного ответчика - администрации муниципального образования Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области.
Решением Касимовского районного суда Рязанской области от 30 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 6 октября 2021 г, административный иск удовлетворен.
Судом постановлено признать незаконным бездействие администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по накоплению ТКО на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района в соответствии с требованиями действующего законодательства;
обязать администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области создать места (площадки) накопления ТКО на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на территории с.Забелино в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу;
обязать администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области оборудовать места (площадки) накопления ТКО на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, установив в местах (площадках) накопления ТКО контейнеры для сбора ТКО в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 ноября 2021 г, представитель администрации Касимовского муниципального района Рязанской области ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, как незаконных и необоснованных.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, установил, что в нарушение требований законодательства в сфере обращения с ТКО и норм санитарно-эпидемиологического законодательства на территории с.Забелино МО Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области отсутствует (не создано) 1 из 3 предусмотренных реестром организованное место (площадка) для накопления ТКО; на всех площадках для накопления ТКО отсутствуют контейнеры для сбора мусора.
Исходя из этого, суд признал незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер в организации деятельности по накоплению ТКО, и, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, возложил на администрацию Касимовского муниципального района Рязанской области указанные выше обязанности.
С суждениями суда первой инстанции согласилась и судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда.
Не соглашаясь с требованиями прокурора, административным ответчиком в кассационной жалобе приведены доводы о том, что в силу действующего законодательства полномочия в области обращения с ТКО закреплены за сельскими поселениями, а обязанность по приобретению и установке контейнеров для ТКО лежит на региональном операторе, расходы на которые предусматриваются в составе необходимой валовой выручки при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
С указанной позицией администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, судебная коллегия кассационного суда согласиться не может.
Судами в частности проанализированы положения пунктов 2 и 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), статьи 2.1 Закона Рязанской области N 87-ОЗ от 5 декабря 2014 г. "О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения" (далее - Областной закон N87-ОЗ), и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 2-П от 29 марта 2011 года, правомерно сделан вывод, что полномочиями по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления ТКО на территории названного сельского поселения наделена администрация Касимовского муниципального района Рязанской области.
Так, полномочия органов местного самоуправления в области обращения с ТКО регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.
В соответствии со статьёй 1 названного закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Аналогичные полномочия в области обращения с ТКО закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В статье 2.1 Областного закона N87-ОЗ содержится правило о закреплении с 1 января 2019 года за сельскими поселениями Рязанской области вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 4 (за исключением организации в границах сельского поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения), 5 - 8, 15, 18, 22, 26, 31, 32, 33.1, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 18 части 3 статьи 14 Федерального закона N131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Схожее правовое регулирование содержится и в п. 23 ч. 1 ст. 12 Устава МО - Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, где к вопросам местного значения данного сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе N 131-Ф3 при определении вопросов местного значения должно раскрываться с учётом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 г. N 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определённости правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, чётким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
С учетом системного толкования приведённых положений действующего федерального, регионального и местного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует согласится с суждениями судов о том, что за сельским поселением закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО (что в рассматриваемой ситуации выразилось в утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения соответствующего реестра), тогда как обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484), необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку ТКО, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование ТКО, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки ТКО.
Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
При этом Основами ценообразования предусмотрена возможность определения расходов свыше названного размера при соблюдении определенных в данных Основах условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с ТКО, в силу пункта 13(1) которых региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены такие расходы.
Из дела видно, что привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "Эко-Пронск" является региональным оператором в сфере обращения с ТКО.
Согласно письму Минприроды России от 11 октября 2019 года N 08-25-53/24802 организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки. По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
Из письменных пояснений регионального оператора по существу административного иска, со ссылкой на Постановление ГУ РЭК Рязанской области от 27 сентября 2019 г. N 97 об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Эко-Пронск" на территории Рязанской области, не следует, что данный тариф сформирован с учетом расходов организации, необходимых для обустройства мест (площадок) накопления ТКО контейнерами.
Доказательств обратному в деле не имеется.
Учитывая изложенное, суды обоснованно в данном случае возложили на администрацию муниципального района обязанность оборудовать места (площадки) накопления ТКО на территории муниципального образования Погостинское сельское поселение контейнерами для сбора ТКО в соответствии с СанПин 2.1.3684-21, отклонив при этом ссылку административного ответчика на Основы ценообразования, которые, по его ошибочному мнению, устанавливает обязательные требования для регионального оператора в части приобретения контейнеров для ТКО.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
На основании изложенного, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций приняты в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Касимовского районного суда Рязанской области от 30 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 6 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Касимовского муниципального района Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.