Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Жудова Н.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тверской области Волкова Д.А. на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Осташковского городского округа Тверской области об оспаривании предписания (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-536/2021 г.)
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения Волкова Д.А, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
администрация Осташковского городского округа Тверской области обратилась в суд с административным иском о признании незаконным предписания начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области Волкова Д.А. от 20 апреля 2021 года N29/1/29, вынесенное по результатам проверки в отношении администрации городского округа.
В обоснование заявленных требований указано на то, что оспариваемое предписание направлено на устранение администрацией городского округа, как органа местного самоуправления, выявленных нарушений в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности в ряде населенных пунктов городского округа. Вместе с тем данное предписание вынесено в отношении ненадлежащего субъекта, поскольку решение поставленных в предписании вопросов возложено на муниципальное казенное учреждение "Управление сельскими территориями", к целям деятельности которого, в соответствии с уставом, отнесено обеспечение указанных мер на сельских территориях Осташковского городского округа.
Дело неоднократно рассматривалось судами.
Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 декабря 2021 года, требование административного иска удовлетворено. Предписание признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 февраля 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, принятии нового судебного акта об отказе в административном иске. В частности приводятся доводы о том, что проверка в отношении администрации городского округа проведена на законных основаниях, предписание вынесено в отношении надлежащего лица, обязанного в силу закона обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в пределах границ городского округа. Указывается на ошибочность вывода судов о признании МКУ "Управление сельскими территориями" структурным подразделением администрации. Кроме этого, автор жалобы обращает внимание на то, что суды высказались о том, что уполномоченным органом в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности является названное учреждение, однако оно не было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия определиларассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания имеются.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой проверки, проведенной в период с 13 по 20 апреля 2021 года в отношении Администрации Осташковского городского округа Тверской области, главным государственным инспектором Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору Волковым Д.А. составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля N 29 от 20 апреля 2021 года (т.1, л.д. 219-221).
Согласно акту проверки на территории населенных пунктов дер.Лежнево, дер.Бараново, дер.Заречье, дер.Нижние Котицы, дер.Осцы, дер.Панюки, дер.Рогожа Осташковского городского округа Тверской области выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в виде: (1) не разработки нормативного правового акта, устанавливающего запрет на разведение костров, использование открытого огня для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигание мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий на землях общего пользования населенных пунктов, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов; (2) выполнения в указанных населенных пунктах имеющихся указателей направления движения к источникам противопожарного водоснабжения не на светоотражающих поверхностях либо световых указателях, подключенных к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; (3) не очистки территорий в указанных населенных пунктах от сухой травянистой растительности, пожнивних остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, прилегающих к лесу, шириной не менее 10 метров, либо не обновления противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 0, 5 м.; (4) не обеспечения в полной мере очистки территорий указанных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий, в том числе в пределах противопожарных расстояний между домами и в местах общего пользования, от горючих отходов и сухой растительности; (5) не оснащения территории общего пользования в дер.Лежнево, дер.Нижние Котицы, дер.Рогожа первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, не доукомплектования в д.Нижние Котицы пожарного щита; (6) не оформления в местах общего пользования дер.Бараново, дер.Заречье стендов с агитационной документацией по
пожарной безопасности; (7) не очистки открытого пожарного водоема в д.Рогожа от ила и грязи; (8) отсутствия в дер.Лежнево, дер.Заречье, дер.Нижние Котицы, дер.Осцы, дер.Панюки, дер.Рогожа у имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения (река, озеро) подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; (9) недостаточности в дер.Нижние Котицы, дер.Осцы, дер.Панюки, дер.Заречье пожарных водоемов на нужды пожаротушения исходя из радиуса их максимальной удаленности от домов не более 200 м.; (10) не обеспечения дер.Нижние Котицы, дер.Осцы, дер.Рогожа достаточным количеством устройств оповещения населения о пожаре.
По результатам проверки, 20 апреля 2021 года начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области Администрации Осташковского городского округа Тверской области выдано Предписание N 29/1/29 об устранении перечисленных выше нарушений требований пожарной безопасности в срок до 1 октября 2021 года (т.1, л.д. 222-224).
Удовлетворяя административный иск о признании незаконным и отмене указанного предписания, суд исходил из того, что оно вынесено в адрес ненадлежащего субъекта.
В обоснование приведенного вывода суд указал, что постановлением Администрации Осташковского городского округа N 735 от 14.05.2018 г. уполномоченным органом по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа определено МКУ "Управление сельскими территориями", согласно подпункту 2.2.5 пункта 2.2 Устава которого одной из задач Учреждения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа. В оперативное управление МКУ "Управление сельскими территориями" на основании постановления Администрации Осташковского городского округа N 2068 от 11.12.2018 г. из муниципальной казны передано муниципальное имущество, в том числе предметы по обеспечению пожарной безопасности.
Кроме того, суд сослался на то, что решением Осташковской городской Думы Тверской области от 27.09.2018 N 162 утверждены Правила благоустройства территории Осташковского городского округа, положениями которых установлен запрет на разведение костров, использование открытого огня для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигания мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов и изделий на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов, что свидетельствует о незаконности пункта 1 оспариваемого предписания, выданного Администрации Осташковского городского округа.
Наряду с этим, суд принял во внимание, что постановлением главного государственного инспектора Осташковского, Селижаровского, Пеновского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Осташковскому, Селижаровскому, Пеновскому районам ГУ МЧС России по Тверской области N63 от 21.04.2021 г. Глава Осташковского городского округа признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.
Решением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 1 июня 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Тверского областного суда от 14.07.2021 названное постановление и решение судьи по делу об административном правонарушении, отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (т.2, л.д. 63-66).
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда согласилась с приведенными выводами суда первой инстанции, дополнительно указав на то, что МКУ "Управление сельскими территориями" является структурным подразделением Администрации Осташковского городского округа со статусом юридического лица, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах Осташковского городского округа.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает данные выводы судов ошибочными.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, перечислены также в части 1 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
В силу статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Устава Осташковского городского округа Тверской области, принятого 15.12.2017 г, администрация округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Осташковского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, именно на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В связи с чем, оспариваемое предписание, вынесенное в рамках предоставленных должностному лицу полномочий, предлагающее административному истцу организовать выполнение названных мероприятий, следует считать как вынесенное в отношении надлежащего субъекта.
При этом выводы судов о том, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа возложено на созданное для этих целей муниципальное казенное учреждение "Управление сельскими территориями", являющееся по мнению судов структурным подразделением администрации, следует признать неправильными, как не отвечающие положениям пункта 4 статьи 35 Устава, согласно которым полномочия и порядок деятельности структурных подразделений администрации определяются положениями об этих структурных подразделениях, утверждаемыми муниципальными правовыми актами администрации округа. В случае, если структурные подразделения администрации являются юридическими лицам, полномочия и порядок их деятельности определяются положениями об этих структурных подразделениях, утверждаемыми решениями Осташковской городской Думы.
Между тем в деле не имеется доказательств того, что упомянутое Управление действует именно как структурное подразделение администрации, на основании соответствующего положения.
Принятые судебные акты по делу об административном правонарушении, преюдициального значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Поскольку содержание выданного предписания на предмет его соответствия закону в полном объеме не проверено, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 7 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 декабря 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Осташковский межрайонный суд Тверской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 4 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.