Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области Шувалова В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 30 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Цветкова Марка Владимировича к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области, жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области, председателю жилищной комиссии - заместителю руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области Василевичу Константину Игоревичу о признании решения и бездействия незаконными, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя СУ СК РФ по Ивановской области Шувалова В.А, поддержавшего жалобу, возражения Цветкова М.В. и его представителя адвоката Баранова И.П, судебная коллегия
установила:
Цветков М.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, уточнив который, просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области (далее - жилищная комиссия СУ СК РФ по Ивановской области)
от 22 декабря 2014 года о снятии его с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий;
- признать незаконным бездействие председателя жилищной комиссии - заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области (далее - председатель жилищной комиссии - заместитель руководителя СУ СК РФ по Ивановской области) Василевича К.И. по факту незаконного снятия административного истца с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий в связи с предоставлением ему служебного жилого помещения с 22 декабря 2014 года и до настоящего времени;
- обязать жилищную комиссию СУ СК РФ по Ивановской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и улучшении жилищных условий с 12 марта 2008 года, после чего направить сведения о принятом решении в жилищную комиссию СУ СК России по Ивановской области для постановки Цветкова М.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность в соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 31.12.2017 N 492-ФЗ.
Требования мотивированы тем, что с 2008 года административный истец состоит на учете в СУ СК России по Ивановской области в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Собственного жилья ни он, ни члены семьи не имеют.
11 апреля 2014 года административному истцу и членам его семьи, в соответствии с решением суда, предоставлена для проживания служебная квартира, в которой они проживают до настоящего времени.
22 декабря 2014 года жилищной комиссией СУ СК России по Ивановской области принято решение о снятии административного истца с учета как нуждающегося в обеспечении жилым помещением в связи с предоставлением служебного жилья, которое, как он полагает, не соответствует закону.
Решением Октябрьского районного суда города Иваново от 9 августа 2021 года в требованиях административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 30 ноября 2021 года решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области от 22 декабря 2014 года, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение - отменено.
В отмененной части принято новое решение.
Постановлено признать незаконным решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области от 22 декабря 2014 года в части снятия Цветкова Марка Владимировича с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Обязать Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Цветкова Марка Владимировича в течение одного месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу Цветкову Марку Владимировичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 февраля 2022 года, поставлен вопрос об отмене апелляционного определения в той части, которым апелляционная жалоба Цветкова М.В. была удовлетворена, в связи с неправильным применением норм материального права, и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Из материалов дела следует и судом установлено, что административный истец проходил службу в СУ СК России по Ивановской области, где с 12 марта 2008 года состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии СУ СК России по Ивановской области
от 13 мая 2013 года определена очередность сотрудников, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и улучшении жилищных условий, исходя из даты постановки на учет, в частности Цветков М.В. указан под N1 в связи с первичной постановкой его на учет в органах прокуратуры 17 сентября 2004 года, что подтверждается протоколом N 2, справкой СУ СК РФ по Ивановской области от 14 июня 2013 года N 124-09-2013.
Во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Иваново от 19 декабря 2013 года, решением жилищной комиссией СУ СК РФ по Ивановской области от 1 апреля 2014 года Цветкову М.В. по договору найма предоставлено служебное жилое помещение - трехкомнатная квартира площадью 91 кв.м, расположенная по адресу: г.Иваново, ул.Калинина, д.24, кв.80.
В связи с этим 22 декабря 2014 года жилищной комиссией СУ СК России по Ивановской области принято оспариваемое решение о снятии административного истца с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
24 декабря 2020 года Цветков М.В. уволен из СУ СК РФ по Ивановской области в связи с выходом на пенсию по выслуге лет в соответствии с п.3 ч.1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ и ч.2 статьи 30 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции исходил из того, что в результате предоставления Цветкову М.В. служебного жилого помещения его жилищные условия изменились, а потому основания для признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий, отпали.
Отменяя решение районного суда в соответствующей части и принимая новое решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предоставление Цветкову М.В. служебного жилого помещения на период его службы в органах СК РФ не свидетельствует об обеспечении его жилым помещением применительно к положениям статьи 55 Жилищного кодекса РФ, а также об утрате им оснований, дающих право на обеспечение жилым помещением и улучшении жилищных условий, поскольку иного жилого помещения на условиях социального найма либо в собственность он не приобрел. Иных данных, дающих основание полагать, что отпали поводы для признания административного истца нуждающимся в обеспечении жилым помещением, также не имелось.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 21 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), нуждающимися в жилых помещениях с учетом положений настоящей статьи признаются сотрудники Следственного комитета, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 51 ЖК РФ, а также пункта 6 Положения о жилищных комиссиях в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного приказом СК РФ от 30.09.2011 г. N143, содержащего схожее правовое регулирование, нуждаемость в получении жилого помещения и улучшении жилищных условий связывалась в частности с отсутствием у сотрудника СК РФ жилого помещения в собственности или на условиях социального найма.
Согласно подпункту "б" пункта 8.1 названного Положения, сотрудник СК России, нуждающийся в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий, снимается с учета в случае изменения жилищных условий (в том числе путем приобретения жилого помещения в собственность), в результате которых утрачены основания для признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий.
При рассмотрении административного спора по правилам главы 22 КАС РФ законность оспариваемых действий, решений (бездействия) оценивается на момент их совершения, принятия или на момент, когда от принятия решения либо совершения конкретных действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклонился административный ответчик.
Вопреки доводам жалобы, на момент принятия жилищной комиссией решения о снятии Цветкова М.В. с учета, ни упомянутое Положение, ни нормы главы 7 ЖК РФ не связывали прекращение правового состояния нуждаемости с фактом предоставления заинтересованному лицу служебного жилья.
Следовательно, суждения суда апелляционной инстанции о незаконности принятого 24 декабря 2014 года решения и нарушении прав заявителя, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены или изменения апелляционного определения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 30 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области Шувалова В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 16 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.