Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи: Аксеновой О.В, судей: Ионовой А.Н, Игнатьева Д.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по кассационной жалобе Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 12 января 2022 года
гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ОГБУЗ "Городская больница г.Костромы", УМВД России по Костромской области о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
установила:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась с иском к ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы", УМВД России по Костромской области, с учетом уточненных исковых требований просила обязать ОГБУЗ "Городская больница г.Костромы" исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по обеспечению доступа инвалидов к объекту культурного наследия федерального значения "Дом Красильникова, XIX в.", расположенного по адресу: "адрес"; в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова", XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (правый фланг объекта культурного наследия регионального значения "Дом Красильникова, XIX в."), расположенного по тому же адресу; обязать УМВД России по "адрес" исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (левый фланг объекта культурного наследия регионального значения "Дом Красильникова, XIX в."), расположенного по адресу: "адрес".
Решением Свердловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены:
на ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по обеспечению доступа инвалидов к объекту культурного наследия федерального значения "Дом Красильникова, XIX в.", а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (правый фланг объекта культурного наследия федерального значения "Дом Красильникова, XIX в."), расположенных по адресу: "адрес";
на УМВД России по "адрес" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (левый фланг объекта культурного наследия федерального значения Дом Красильникова, XIX в."), расположенного по тому же адресу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 12 января 2022 года решение Свердловского районного суда г.Костромы от 12 августа 2021 года отменено в части возложения обязанности на УМВД России по Костромской области в срок до 31 января 2023 года организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (левый фланг объекта культурного наследия федерального значения Дом Красильникова, XIX в."), расположенного по адресу: "адрес", отменено, принято по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к УМВД России по Костромской области - отказано;
в остальном - решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ОГБУЗ "Городская больница г.Костромы" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области просила отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, поскольку считает, что суд апелляционной инстанции неправильно установилимеющие значение для дела обстоятельства, неправильно определили применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность апелляционного определения, кассационный суд пришел к следующему.
Из представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости следует, что нежилое здание площадью 953 кв.м по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - "адрес", о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации права N (том 1 л.д.201-202).
На основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N нежилое здание площадью 953 кв.м по адресу: "адрес" передано на праве оперативного управления ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации (том 1 л.д. 138-142, 202).
На основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N/з земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания, общей площадью 821, 51 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", передан на праве достоянного (бессрочного) пользования ОГБУЗ "Городская больница "адрес"", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N (том 1 л.д.183-192).
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об объявлении находящихся на территории "адрес" объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры" Усадьба Красильникова XIX в, ворота ограды, 1- я пол. XIX в, ворота ограды, 1-я пол. XIX в, расположенные по адресу: "адрес", укл.Свердлова, "адрес", отнесены к памятникам истории и культуры "адрес" (том 1 л.д.94-95 оборотная сторона).
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" утвержден представленный Правительством Российской Федерации Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе Дом Красильникова, нач. XIX в, расположенный по адресу: "адрес" (том 1 л.д.92-93).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом культуры Костромской области (госорган) и ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" (пользователь) в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 года N3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом от 25.06.2002 года N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" заключено охранное обязательство N 28-13, которое согласовано ДД.ММ.ГГГГ с руководителем управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу.
Согласно охранному обязательству N 28-13 пользователь при осуществлении права оперативного управления на нежилое здание филиала N2 поликлиники взрослых N1 МУЗ "Первая городская больница", назначение: нежилое, общей площадью 953 кв.м, являющееся объектом культурного наследия "Дом Красильникова, нач. XIX в.", расположенного по адресу: "адрес", (далее - памятник) принятого на государственную охрану в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 года N176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения", принимает на себя обязательства по сохранению и содержанию вышеуказанного памятника, которые являются ограничениями обременениями) права на данный объект, используемый под размещение поликлиники взрослых. В охранном обязательстве указано, что описание предмета охраны - см. приложение к настоящему охранному обязательству - Паспорт объекта культурного наследия "Дом Красильникова", нач. XIX в.".
Согласно охранному обязательству пользователь обязан: содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, не допускать ухудшения предмета охраны, содержать территорию, прилегающую к памятнику, в соответствии с правилами благоустройства и обеспечения чистоты, действующими на территории населенного пункта, не допускать использование этой территории под строительство и другие хозяйственные нужды, согласовывать с госорганом работы по сохранению памятника, перепланировке помещений и другие изменения (в том числе смену заполнений оконных и дверных проемов, устройство козырьков, навесов, крылец, декоративную отделку фасадов и т.д.), незамедлительно извещать госорган о всяком повреждении, аварии или ином обстоятельстве могущем нанести ущерб памятнику, и своевременно принимать соответствующие меры против дальнейшего его разрушения или повреждения, выполнять предписания госоргана (пункт 3).
Согласно пункту 4 охранного обязательства пользователь обязан производить консервационные, ремонтные, реставрационные работы, приспособление и работы по благоустройству, в соответствии с установленными сроками их выполнения. Весь текущий капитальный ремонт, консервацию, реставрацию, приспособление памятника пользователь производит за свой счет, своими материалами по предварительному письменному разрешению госоргана и под его надзором. Обеспечение работ технической документацией производится пользователем. Проектные материалы подлежат согласованию с госорганом. Все материалы по обеспечению, фотофиксации, обмерам памятника, научно - проектная документация, отчеты о выполненных работах передаются пользователем госоргану в месячный срок после их утверждения в 1 экземпляре безвозмездно. Отчет о выполненных работах сдается в госорган.
Срок действия охранного обязательтства устанавливается на время нахождения указанного памятника у пользователя (пункт 7.1) (том 1 л.д.77-78).
Согласно паспорту памятника "Усадьба ФИО7 XIX в. Комплекс" по адресу: "адрес" "адрес", составленному 02.09.2008г, первый владелец усадьбы - мещанин (впоследствие купец) ФИО7, при котором к 1817г. был возведен большой каменный главный дом "в 20 покоев" и двое ворот по сторонам от него. За домом располагались деревянный флигель и надворные постройки. В состав усадьбы входят: Главный дом (см.отдельный паспорт), Флигель (см. отдельный паспорт), Ворота (см.учетную карточку). Главный дом в три этажа своим парадным фасадом вместе с двумя воротами по бокам формирует рядовую застройку ул. "адрес". Указана категория охраны: региональная (том 1 л.д.83-84).
Согласно паспорту памятника "Усадьба ФИО7 Главный Дом нач.ХГХ в." по адресу: "адрес" "адрес", составленному ДД.ММ.ГГГГ, к 1817 года был возведен большой каменный главный дом "в 20 покоев" и двое ворот по сторонам от него. Указана категория охраны: федеральная (том 1 л.д.85-86).
В материалах дела имеется учетная карточка памятника "Усадьба ФИО7 Ворота и ограды. нач.Х1Хв." по адресу: "адрес", категория охраны: региональная. Учетная карточка составлена ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.87).
В учетной карточке имеется описание ворот: двое ворот, идентичных по форме, по бокам от главного дома - образец архитектуры малых форм, решенный с использованием форм классицизма. Главный дом в три этажа своим парадным фасадом вместе с двумя воротами по бокам формирует рядовую застройку "адрес" (том 1 л.д.87 оборотная сторона).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15.10.2015г. N-р постановлено: зарегистрировать объект культурного наследия федерального значения "Дом Красильникова, начало XIX в.", расположенный по адресу: "адрес", в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный N (том 1 л. д. 89).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06.11.2015г. N-р постановлено: объект культурного наследия регионального значения "Ворота ограды, 1-я пол. XIX в, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в, расположенный по адресу: "адрес", зарегистрировать в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный N (том 1 л.д.90).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.12.2016г. N-р постановлено: объект культурного наследия регионального значения "Ворота ограды, 1-я пол. XIX в, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в, расположенный по адресу: "адрес", зарегистрировать в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный N (том 1 л.д.91).
На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ года N-р была проведена проверка в отношении ОГБУЗ "Городская больница "адрес"", являющегося пользователем объектов культурного наследия федерального значения "Дом Красильникова, нач. XIX в." и регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в, Ворота ограды, 1-я пол. XIX в.", расположенных по адресу: "адрес".
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения требований п.1 ч.1 ст.47.3; ч.2 ст.47.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Инспекцией по охране объектов культурного наследия "адрес" ДД.ММ.ГГГГ ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" выдано предписание N об устранении выявленных нарушений, согласно которому ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по ремонту водосточной системы на объекте культурного наследия федерального значения "Дом Красильникова, нач. XIX в." (пункт 1), выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (пункт 3); в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить доступ инвалидов к объекту культурного наследия "Дом Красильникова, нач. XIX в." (пункт 2) (том 1 л.д.61-72).
ДД.ММ.ГГГГ ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" обратилось в ОГБУ "Наследие" с просьбой подготовить проект и смету на основании задания, выданного Инспекцией по охране объектов культурного наследия "адрес", на объект по адресу: "адрес" "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (том 1 л.д.54).
ДД.ММ.ГГГГ ОГБУ "Наследие" направило ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" коммерческое предложение на обследование и разработку проекта объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в.", расположенного по адресу: "адрес", согласно которому стоимость работ составила 260 938 руб.(том 1 л.д.55-57).
ДД.ММ.ГГГГ ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" обратилось в Департамент здравоохранения "адрес" с просьбой выделить дополнительное финансирование в размере 260 938 руб. для восстановления объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба ФИО7 XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в.", расположенного по адресу: "адрес" (том 1 л.д.58).
ДД.ММ.ГГГГ ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" обратилось в Инспекцию по охране объектов культурного наследия "адрес" с просьбой продлить сроки исполнения предписания NП от ДД.ММ.ГГГГ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (пункт 3) в связи с отсутствием финансирования (том 1 л.д.53).
На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р проведена проверка в отношении ОГБУЗ "Городская больница "адрес"", о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлены факты невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ NИ (том 1 л.д.48-52).
ДД.ММ.ГГГГ ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" выдано предписание NВ об устранении выявленного нарушения. Согласно предписанию необходимо выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в.", расположенного по адресу: "адрес", в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.47-52).
14.12.2018 ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" обратилось в Инспекцию по охране объектов культурного наследия "адрес" с просьбой продлить сроки исполнения предписания NП от ДД.ММ.ГГГГ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (пункт 2) в связи с отсутствием финансирования (том 1 л.д.43).
Согласно распоряжению Инспекции по охране объектов культурного наследия "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р в отношении ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" вновь была проведена проверка, которая проводилась в рамках государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории "адрес".
По результатам осуществления внеплановой выездной проверки в адрес ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание N ВВ об устранении выявленного нарушения, согласно которому необходимо обеспечить доступ инвалидов к объекту культурного наследия "Дом Красильникова, нач. XIX в." в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.37-41).
На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р проведена проверка в отношении ОГБУЗ "Городская больница "адрес"".
По результатам осуществления внеплановой выездной проверки ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" выдано предписание об устранении выявленного нарушения NВД от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому необходимо выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.28-32).
15.07.2019 ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" обратилось в Инспекцию по охране объектов культурного наследия "адрес" с просьбой продлить сроки исполнения предписания NП от ДД.ММ.ГГГГ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." по адресу: "адрес", в связи с отсутствием финансирования (том 1 л.д.33).
На основании распоряжения Инспекции по охране объектов культурного наследия "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р проведена проверка в отношении ОГБУЗ "Городская больница "адрес"".
По результатам осуществления внеплановой выездной проверки в адрес ответчика выдано предписание об устранении выявленного нарушения N Ф01- 20/01ВВ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому необходимо обеспечить доступ инвалидов к объекту культурного наследия федерального значения "Дом Красильникова, нач. XIX в." в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ N- 19/01В не исполнено (том 1 л.д.20-24).
17.11.2020 ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" обратилось в Инспекцию по охране объектов культурного наследия "адрес" с просьбой о продлении сроков устранения недостатков до конца 2021 года (том 1 л.д.16).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов площадью 1907, 88+/-15, 29 кв.м, виды разрешенного использования: изолятор временного содержания; для иных видов использования, характерных для населенных пунктов по адресу: "адрес" "А", принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, передан в постоянное (бессрочное) пользование УМВД России по "адрес", о чем сделана запись регистрации ДД.ММ.ГГГГ N (том 1 л.д.131-137).
Из материалов дела следует, что на этом земельном участке находится и состоит на балансовом учете в УМВД России по "адрес" специальный приемник для лиц, подвергнутых административному аресту (СПЛПАА УМВД России по "адрес") (том 1 л.д.130).
Согласно письму Управления имущественных и земельных отношений администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в, Ворота ограды, 1-я пол. XIX в.", расположенные по адресу: "адрес", в реестре муниципального имущества "адрес" не числится (том 1 л.д.147).
Согласно информации, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в, Ворота ограды, 1-я пол. XIX в.", расположенные по адресу: "адрес", в реестре государственного имущества "адрес" не учтен (том 1 л.д. 148).
По сообщению МТУ Росимущество во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от ДД.ММ.ГГГГ сведения в реестре федерального имущества об объектах культурного наследия федерального значения: "Дом Красильникова, нач. XIX в, "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в.", расположенные по адресу: "адрес", отсутствуют (том 1 л.д.200).
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости: Ворота ограды, 1- я пол. XIX в, расположенные по адресу: "адрес" (том 1 л.д.209).
Инспекция по охране объектов культурного наследия "адрес", обращаясь с иском в суд к ОГБУЗ "Городская больница "адрес"", в обосновании исковых требований сослалась на то, что ответчиком не исполнены предписания об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Предъявляя исковые требования к УМВД России по "адрес", истец в обосновании сослался на то обстоятельство, что объект культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (левый фланг объекта культурного наследия федерального значения Дом Красильникова, XIX в.") огораживают земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес" "А", который передан в постоянное (бессрочное) пользование УМВД России по "адрес".
Принимая указанное выше решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пришел к выводу об удовлетворении иска, исходя из того, что земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, находится в постоянном (бессрочном) пользовании ответчиков, которые, как пользователи земельного участка и расположенного на нем объекта культурного наследия, обязаны нести бремя содержания объекта культурного наследия.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части возложения на обоих ответчиков бремени содержания объекта культурного наследия, отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований к УМВД России по "адрес" и принимая указанное выше апелляционное определение, указала следующее.
В данном случае УМВД России по "адрес" объект культурного наследия: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в. (левый фланг объекта культурного наследия федерального значения Дом Красильникова, XIX в." не передавался, в пользовании УМВД России по "адрес" этот объект культурного наследия не находится.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доводы истца, что УМВД России по "адрес" в соответствии со статьей 22 Правил благоустройства территории "адрес", утвержденных решением Думы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, обязано содержать в надлежащем состоянии ограждение (роль которого выполняет левый фланг объекта культурного наследия федерального значения Дом Красильникова, XIX в.") земельного участка, который передан УМВД России по "адрес" в пользование, судебная коллегия отклонила, поскольку предметом иска было сохранение объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона N-Ф3 (том 1 л.д.118-119).
Как усматривается из материалов дела, объект культурного наследия - Ворота ограды, 1-я пол. XIX в, как левый фланг, так и правый фланг объекта культурного наследия федерального значения Дом Красильникова, XIX в. входят в состав объекта культурного наследия памятника "Усадьба ФИО7 Главный Дом нач.ХГХ в.".
Так, согласно паспорту памятника Усадьба ФИО7 Главный Дом, двое ворот были возведены к 1817 году с Главным Домом "в 20 покоев", которые (ворота) расположены по сторонам от Главного Дома. Главный Дом и ворота имеют один и тот же адрес: "адрес" (том1 л.д.85-86).
В учетной карточке памятника "Усадьба ФИО7 Ворота и ограды. нач.Х1Хв." имеется описание ворот: двое ворот, идентичные по форме по бокам от главного дома, который парадным фасадом вместе с двумя воротами по бокам формирует рядовую застройку "адрес" (том 1 л.д.87 оборотная сторона).
В приложении N к постановлению главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об объявлении находящихся на территории "адрес" объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры" ворота ограды включены в состав памятника "Усадьба Красильникова" (том 1 л.д.95 оборотная сторона).
Таким образом, ворота ограды 1-я пол. XIX в, расположенные по адресу: "адрес", являются составной частью объекта культурного наследия федерального значения "Дом ФИО7 нач. XIX в.", который (объект) передан на праве оперативного управления ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" на основании постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и в силу пункта 1 статьи 47.3, пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона N-Ф3 ОГБУЗ "Городская больница "адрес"" обязано осуществлять расходы на содержание ворот ограды 1-я пол. XIX в, расположенные по адресу: "адрес", поддерживать их в надлежащем состоянии.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности на УМВД России по Костромской области в срок до 31.01.2023 организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Красильникова, XIX в.: Ворота ограды, 1-я пол. XIX в." (левый фланг объекта культурного наследия федерального значения Дом Красильникова, XIX в."), расположенного по адресу: "адрес", суд апелляционной инстанции признал не законным и не обоснованным, как принятое с нарушением норм материального права, и решение в указанной части отменил с принятием нового решения об отказе в иске.
Доводы кассационной жалобы Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области повторяют позицию истца по делу, не содержат ссылки на новые, не установленные судами, имеющие значение для дела и нуждающиеся в дополнительном исследовании обстоятельства; не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, соответствующих фактическим обстоятельствам дела, основанных на исследованных по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в оспариваемом апелляционном определении; выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, направлены на их переоценку, что на стадии кассационного производства по делу не представляется возможным, исходя из полномочий кассационного суда общей юрисдикции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, положения части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших за собой какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы, оснований для отмены оспариваемого апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.