Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кочневой Е.Н, судей Долговой Ж.А, Драчева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области к Москвиной Татьяне Александровне о понуждении к приведению фактического использования земельного участка в соответствии с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта путем осуществления демонтажа постройки (номер гражданского дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3/2021)
по кассационной жалобе Государственного инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 2 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 2 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Кочневой Е.Н, объяснения представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области по доверенности Копыловой М.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Москвиной Т.А. по доверенности Мокиной О.О, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области обратилась в суд с иском к Москвиной Т.А. о понуждении к приведению фактического использования земельного участка в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта путем осуществления демонтажа постройки.
В обоснование иска указано, что Москвина Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2336 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг территории Достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина "Есенинская Русь", а также зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. В ходе мониторинга выявлен факт строительства индивидуального жилого дома на спорном земельном участке. Земельный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения "Государственный музей-заповедник С.А.Есенина". Истец полагает, что в границах зоны установлен запрет строительства и отклонение от установленных режимов использования земель.
Решением Рыбновского районного суда Рязанской области от 2 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 2 марта 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене апелляционного определения как незаконного. Поскольку апелляционным определением было оставлено без изменения решение районного суда предметом кассационной жалобы является проверка как решения, так и апелляционного определения.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции (и с ним согласилась апелляционная инстанция), руководствуясь ст.222 Гражданского кодекса РФ, ст.51 Градостроительного кодекса РФ, положениями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", установив, что спорный дом возведен на земельном участке, принадлежащем истцу с ДД.ММ.ГГГГ года, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок по данным ЕГРН входит в зону охраняемого природного ландшафта, вместе с тем, ограничения установленные для данной зоны в ДД.ММ.ГГГГ году не предусматривают запрет строительства, допускают его ограничение, возведенное строение соответствует ограничениям, установленным для данной зоны (расположено в населенном пункте, в связи с чем снос дома не обеспечит "открытых пространств", имеет 1 этаж, высота соответствует историческим традициям - 8 метров до конька крыши, внешний вид не вносит диссонанс в общий силуэт и окружающий ландшафт), "адрес" расположено в удалении от туристических маршрутов, объект культурного наследия с места расположения обследуемого объекта не визуализируется, спорный объект не оказывает влияния на восприятие объекта культурного наследия, ответчиком было получено разрешение на строительство, сведения о границах зоны внесены в ЕГРН после его получения и возведения строения, пришел к выводу об отказе в иске.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Согласно ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
12 сентября 2015 года было принято постановление Правительства РФ N 972, которым было утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также признано утратившим ранее действовавшее Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ N 315 от 26 апреля 2008 года.
Указанные Положения были приняты в целях установления порядка разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также определяли требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
Согласно пп.а п.12 ранее действовавшего Положения 2008 года режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливается с учетом следующих требований: а) запрещение или ограничение хозяйственной деятельности, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства.
В соответствии с пп.а п.11 вновь утвержденного Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются с учетом следующих требований: а) запрещение строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм).
Таким образом, положениями ст.34 Федерального закона N 73-ФЗ прямой запрет на осуществление строительства в зоне охраняемого природного ландшафта не установлен. Соответствующий запрет был введен в 2015 году с принятием Постановления Правительства РФ N 972.
Постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года N 62 "Об утверждении границ Государственного музея - заповедника С.А.Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея - заповедника С.А.Есенина" было установлено, что в зоне охраняемого природного ландшафта музея-заповедника не допускается:
размещение новых бытовых и промышленных свалок;
повреждение форм рельефа, распашка и разрушение берегов;
порча и изменение видового состава растительности;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
размещение дачных и садово-огородных участков в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон при ширине водоохранных зон менее 100 метров;
размещение сезонных стационарных палаточных городков и выделение участков под индивидуальное строительство в пределах прибрежных защитных полос;
складирование отвалов размываемых грунтов в пределах прибрежных защитных полос;
выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя) в пределах прибрежных защитных полос;
движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения, в пределах прибрежных защитных полос;
изменение гидрогеологического режима, гидрохимического состава водоемов и водостоков;
применение сильных токсичных пестицидов.
Иные ограничения данным Постановлением установлены не были, в ДД.ММ.ГГГГ году указанное Постановление в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2015 года N 972 приведено не было. В соответствии с описанием границ Приложения N 1 зона охраняемого природного ландшафта, фактически, соответствует внешним границам территории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, включая все расположенные в ней зоны.
Постановлением Правительства Рязанской области от 11 апреля 2013 года N 89 "Об утверждении границ зон охраны культурного наследия федерального значения: "Усадьба, в которой в 1895г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович" для территории, на которой расположен спорный земельный участок, был установлен не режим охраняемого природного ландшафта, а режим зоны регулирования застройки.
Приказ Министерства культуры РФ от 30 сентября 2019 года "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина", расположенного по адресу: "адрес"", установивший новые режимы, был принят после возведения спорного дома.
Согласно градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, действительно, имеется информация о нахождении его в зоне охраняемого природного ландшафта, однако также указано, что он находится в территориальной зоне Ж/Жп Зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажей) и Зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗР-1. В информации о видах разрешенного использования земельного участка указано на индивидуальное жилищное строительство, а также на предельное количество этажей и высоты строения.
ДД.ММ.ГГГГ Москвиной Т.А. было получено разрешение на строительство. В ДД.ММ.ГГГГ году в ЕГРН были внесены сведения об охранных зонах.
Оценив представленные доказательства, в том числе, заключение судебной экспертизы, суды пришли к выводу о том, что действия Москвиной Т.А. по возведению жилого дома нельзя признать неправомерными, поскольку требованиям, изложенным в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, использование земельного участка соответствует, ограничения для зоны регулируемой застройки по постановлению ДД.ММ.ГГГГ года были соблюдены. Земельный участок является частью сельского поселения и снос жилого дома "открытых пространств" не обеспечит. Ранее действовавшее законодательство не обеспечивало общедоступный характер сведений об ограничениях в использовании земельного участка.
Доводы кассационной жалобы, фактически, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 2 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.