Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кочневой Е.Н.
судей Драчева Д.А, Долговой Ж.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" о признании незаконным бездействия (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1437/2021), по кассационному представлению прокурора "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 19 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Драчева Д.А, объяснения прокурора ФИО7, поддержавшей кассационное представление, объяснения представителя Фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" по доверенности ФИО8, представителя Министерства строительства "адрес" по доверенности ФИО9, возражавших против удовлетворения кассационного представления,
УСТАНОВИЛА:
"адрес" в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории "адрес", запланированных к реализации в 2017-2019 г.г, предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 г.г, утверждённой постановлением "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N-пп, и краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 г.г, утверждённым постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N; возложении обязанности на ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту в указанных многоквартирных домах.
В обоснование иска указано, что прокуратурой на основании обращений жителей "адрес" проанализировано исполнение требований жилищного законодательства Фондом в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории "адрес".
В соответствии с региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в 2017-2019 г.г. должен быть осуществлен капитальный ремонт:
-многоквартирного "адрес", -многоквартирного "адрес", -многоквартирного "адрес" корпус 4 по "адрес", - многоквартирного "адрес" корпус 1 по "адрес".
Вместе с тем, в краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 гг, утвержденном постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, вышеуказанные дома отсутствуют.
Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2017-2019 гг. и краткосрочным планом на 2017-2019 гг, утвержденным постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, Фондом капремонта должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято.
Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям.
Сведения о переносе исполнения мероприятий, предусмотренных региональной программой на 2017-2019 гг, но не выполненных в установленный срок, отсутствуют.
Определениями Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО УК "Солнечный город", Департамент ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации "адрес", Главное управление "Государственная жилищная инспекция" "адрес", Министерство финансов "адрес", ООО УК "Первомайская", ООО УК "Восход", УФК по "адрес", Министерство по обеспечению контрольных функций в "адрес".
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
"Исковые требования прокурора "адрес" в защиту неопределённого круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" о признании незаконным бездействия по выполнению Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утверждённой Постановлением "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес", выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории "адрес", запланированных к реализации в 2017-2019 гг, предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N-пп.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" (ИНН 6950981521, ОГРН 1136900001479) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ по капитальному ремонту:
- по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания: разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко- культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия в многоквартирном "адрес" корпус 4 по "адрес";
-по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю; ремонту и утеплению фасада: установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вешания: разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко- культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия в многоквартирном "адрес";
-по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада: ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок: ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения: ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия в многоквартирном "адрес";
-ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в "адрес" корпус 1 по "адрес"".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено с принятием по делу нового решения, которым исковые требования прокурора "адрес" в защиту неопределённого круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов "адрес" о признании незаконным бездействия по выполнению Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утверждённой Постановлением "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта оставлены без удовлетворения.
"адрес" подано кассационное представление, в котором ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения, как незаконного, принятии нового решения об оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, судебная коллегия находит данное представление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ) или норм процессуального права (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории "адрес" с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп.
Согласно Региональной программе (в действующей редакции) в период 2017-2019 годов предусмотрен капитальный ремонт:
в многоквартирном "адрес" - капитальный ремонт крыши переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровле ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко- культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газоснабжения): установка, ремонт систем коллективного приема телевидения I для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;
в многоквартирном "адрес" - капитальный ремонт крыши, лифтов и лифтового оборудования, разработка проектной документации, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;
в многоквартирном "адрес" - капитальный ремонт крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов, разработка проектной документации, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;
в многоквартирном "адрес" - капитальный ремонт крыши, фасада, разработка проектной документации, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
Способ формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах N "адрес" - счет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов "адрес".
Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес", утвержденным постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, в соответствии со ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес"" утверждены, в том числе, критерии отбора многоквартирных домов для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы, а также порядок расчета объема денежных средств, предоставляемых региональным оператором (фондом) для формирования плана.
Исходя из доведенных региональным оператором лимитов денежных средств, краткосрочный план формируется из адресного списка многоквартирных домов, набравших максимальное количество баллов в результате подсчета критериев отбора. При этом:
по домам N, корпус 1 на "адрес", N и N по "адрес" при формировании муниципального краткосрочного плана на 2017-2019 годы решение собственников помещений указанного дома о проведении капитального ремонта общего имущества в сроки, установленные региональной программой, в Департамент ЖКХ и строительства, как ответственное структурное подразделение Администрации "адрес" за формирование муниципальных краткосрочных планов, не поступало.
по дому N, "адрес", при формировании муниципального краткосрочного плана на 2017-2019 годы решение собственников помещений указанного дома о проведении капитального ремонта общего имущества в сроки, установленные региональной программой, в Департамент ЖКХ и строительства также не поступало. Однако ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений указанного дома на общем собрании принято решение о переносе сроков проведения капитального ремонта крыши с периода 2017-2019 годов, установленного региональной программой, на период 2020-2022 годов с указанием необходимости проведения капитального ремонта крыши в 2021 году. Оформленный протокол общего собрания представлен в Департамент ЖКХ и строительства администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, который, в свою очередь, направил его ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства строительства "адрес" с целью внесения изменений в региональную программу в части переноса сроков проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома. До настоящего времени соответствующие изменения не внесены.
В отношении домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений которых не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в сроки, установленные региональной программой, Администрацией "адрес" принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах в сроки, установленные региональной программой (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N). Исходя из доведенных Региональным оператором лимитов денежных средств многоквартирные "адрес", корпус 1 на "адрес"; N, "адрес"; N и N по "адрес" включены в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году, как дома, не обеспеченные финансированием, в рамках краткосрочного плана реализации Региональной программы на 2017-2019 годы, утвержденного постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 210, 249 ГК РФ, ст.ст. 30, 154, 169-170, 178, 180-182 ЖК РФ, исходил из того, что, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой и краткосрочным планом на 2017-2019 г.г, утверждённым постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, Фонд капремонта должных мер по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, предусмотренных региональной программой, не принял, что является бездействием ответчика и приводит к нарушению жилищных прав неопределённого круга лиц, проживающих или имеющих намерение проживать в будущем в указанных в исковом заявлении МКД, тогда как обязанность Фонда капремонта по выполнению запланированных мероприятий по капитальному ремонту качественно и в срок сохраняется и подлежит исполнению до полной её реализации, в связи с чем пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Фонд капремонта обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта в МКД, перечисленных в иске.
С такими выводами не согласился суд апелляционной инстанции, посчитав их основанными на неправильном применении норм материального права, отменив решение суда с принятием нового решения об оставлении без удовлетворения исковых требований.
Разрешая спор и оставляя исковые требования прокурора без удовлетворения, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами ст. ст. 167. 168, 178 ЖК РФ, ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес"", п. 10 региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, п.п. 5, 7 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, исходил из того, что в силу вышеприведенного правового регулирования само по себе включение того или иного дома в региональную программу капитального ремонта с первоначальным указанием в программе предельных сроков проведения ремонта не означает, что такие сроки не могут быть изменены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, применительно к настоящему делу - "адрес".
При этом формой муниципального краткосрочного плана, установленной вышеприведенным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес", не предусмотрено включение в муниципальный краткосрочный план домов, по которым отсутствует финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Постановлениями "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп и от ДД.ММ.ГГГГ N-пп утверждены краткосрочные планы реализации соответственно в 2017-2019 годах и в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес" на 2014-2043 годы. Вышеуказанные многоквартирные дома в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы не включены.
Кроме того, при формировании регионального краткосрочного плана на 2017-2019 годы были приняты к учету положения муниципального краткосрочного плана "адрес" в части, не противоречащей требованиям, установленным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, утвержденным постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пп, то есть в региональный краткосрочный план включены только многоквартирные дома, обеспеченные финансированием.
При таких обстоятельствах, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории "адрес"" не предусмотрена обязанность Фонда обеспечивать выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции по доводам кассационного представления не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, основаны на обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которым дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Материальный закон истолкован и применен судом апелляционной инстанции правильно, с учетом установленных обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение постановленного апелляционного определения в кассационном порядке, не допущено.
Приведенные в кассационном представлении доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом второй инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленного апелляционного определения, либо опровергали выводы данного суда.
Несогласие в кассационном представлении прокурора с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях этим судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
При таких данных, вышеуказанные апелляционное определение сомнений в его законности с учетом доводов кассационного представления не вызывает, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Отмена или изменение судебных постановлений в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Указаний на судебную ошибку поданное кассационное представление не содержит. При вынесении оспариваемого апелляционного определения существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационное представление прокурора "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.