Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 июля 2007 г. N Ф03-А04/07-2/2449
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области на решение от 05.04.2007 по делу N А04-936/2007-14/36 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Закрытого акционерного общества "А" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области о признании недействительным постановления административного органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2007 года.
Закрытое акционерное общество "А" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Амурской области о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 1062/2006 от 09.01.2007.
Решением суда от 05.04.2007 требования общества удовлетворены, постановление 1062/2006 от 09.01.2007 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
На вступивший в законную силу судебный акт Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России N 5 по Амурской области подана кассационная жалоба, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. Как указывает заявитель жалобы, неприменение обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и невыдача бланка строгой отчетности подтверждается материалами дела, в связи с чем общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Инспекцией по налогам и сборам заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Как следует из материалов дела в ходе проверки общества 10.11.2006 инспекцией установлен факт неприменения им контрольно-кассовой техники при получении денежных средств в качестве предоплаты тура в сумме 1550 рублей. В подтверждение полученной предоплаты обществом был оформлен приходный кассовый ордер.
По результатам проверки инспекция составила акт от 10.11.2006 N 000518 и протокол об административном правонарушении от 27.12.2006 N 1062/2006, в соответствии с которыми вынесла постановление от 09.01.2007 N 1062/2006 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления инспекции.
Оценив представленные доказательства, суд сделал вывод о наличии в материалах дела об административном правонарушении неустранимых противоречий и отсутствии возможности для их устранения, в связи с чем заявленные требования удовлетворил. Между тем судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии со статьей 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Закон N 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товара (работ, услуг) до их предоставления покупателю.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Письмом от 10 апреля 1996 г. N 16-00-30-19 Минфином утверждена форма ТУР-1 "Туристская путевка", используемая при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин как бланк строгой отчетности
Утверждение представителя Общества Дынниковой Г.В. о том, что при расчетах за оказываемые турагентские услуги, связанные с продажей туристической путевки в количестве 1 штуки по цене 2110 рублей в момент проверки, ею помимо квитанции к приходному кассовому ордеру от 10.11.2006 на сумму 1550 рублей был выдан именно такой документ - бланк формы ТУР-1 "Туристические путевки" опровергается объяснениями данными ею же к акту проверки от 10.11.2006. При этом факт получения обществом наличных денежных средств в сумме 1550 рублей установлен и им не оспаривается, что в данном случае уплаченная сумма являлась предварительной оплатой, а не стоимостью путевки.
Следовательно, при получении обществом предоплаты за продажу пакета услуг, включенных в тур, должна была применяться контрольно-кассовая техника.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного взыскания в виде штрафа.
Исходя из смысла названной нормы КоАП РФ во взаимосвязи с требованиями статьи 5 Закона N 54-ФЗ административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники наступает с момента оплаты товара (работ, услуг) наличными денежными средствами или расчета с использованием платежных карт.
Далее, согласно действующему законодательству при наличии противоречивых доказательств суд может признать достоверными уличающие доказательства в том случае, если они подтверждаются совокупностью других доказательств. При отсутствии совокупности таких доказательств суд обязан все сомнения в виновности лица истолковывать в пользу данного лица.
Как видно из материалов дела, других доказательств, кроме пояснений представителя Общества Дынниковой Г.В., данных в суде, подтверждающих выдачу бланка строгой отчетности в решении суда не приведено, в связи с чем вывод суда о наличии противоречивых доказательств в материалах дела об административном правонарушении является необоснованным.
При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.04.2007 по делу N А04-936/07-14/36 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Закрытому акционерному обществу "А" в удовлетворении требований о признании незаконным постановления N 1062/2006 по делу об административном правонарушении от 09.01.2007 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за неприменение организацией ККМ при осуществлении наличных денежных расчетов за товары (работы, услуги).
Общество считает, что неправомерно привлечено к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ, т.к. денежные средства, полученные в качестве предоплаты за продажу пакета услуг, включенных в тур, были оформлены приходным кассовым ордером.
Суд указал, что общество привлечено к ответственности правомерно.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт" ККТ, включенная в Государственный реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении наличных расчетов в случаях оказания услуг.
Указанный закон не освобождает организации от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты работ (услуг) до их предоставления покупателю.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ организации согласно порядку, определенному Правительством РФ, в случае оказания услуг населению вправе не применять ККМ при расчетах при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Письмом Минфина РФ от 10.04.1996 N 16-00-30-19 утверждена форма ТУР-1 "Туристическая путевка", используемая при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККМ как бланк строгой отчетности.
В нарушение указанных требований общество при получении предоплаты за тур не применило ККМ и не выдало покупателю бланк строгой отчетности ТУР-1 "Туристическая путевка", т.е. совершило вменяемое правонарушение. При этом выдача покупателю квитанции к приходному кассовому ордеру от ответственности его не освобождает.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2007 г. N Ф03-А04/07-2/2449
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании