Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2069
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца - Администрации города Хабаровска: С.Н. Елизаров, представитель по доверенности от 29.12.2006 N 1.33-300; Д.Л. Малашкин, представитель по доверенности от 29.12.2006 N 1.33-299, от ответчика - Минфина Хабаровского края: Т.Г. Белоножко, представитель по доверенности от 05.07.2005 N 19-11/1194, рассмотрел ходатайство (заявление) Администрации города Хабаровска о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления от 09.08.2005 по делу N Ф03-А73/05-1/2107 Арбитражного суда Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, по иску Муниципального образования города Хабаровска в лице Администрации города Хабаровска к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 496633,98 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании заявление Администрации города Хабаровска о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления N Ф03-А73/05-1/2107 от 09.08.2005 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, которым отменены определение от 25.01.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.04.2005 по делу N А73-12543/2003-34 (АИ-1/266/05-42) Арбитражного суда Хабаровского края по иску Муниципального образования город Хабаровск в лице Администрации города Хабаровска к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 496633,98 руб. убытков.
Как видно из материалов дела, Муниципальное образование город Хабаровск в лице Администрации города Хабаровска обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 496633,98 руб. убытков, возникших в результате исполнения решения Центрального районного суда города Хабаровска от 05.03.2003 по делу N 2-288/03.
Определением от 25.01.2005 производство по делу было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150, статьи 151 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2005 определение от 25.01.2005 отменено, истребуемая Администрацией города Хабаровска сумма взыскана в ее пользу за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.08.2005 определение от 25.01.2005, постановление апелляционной инстанции от 08.04.2005 отменены, в удовлетворении иска отказано, поскольку для обоснования нарушенных прав и охраняемых законом интересов Администрации города Хабаровска, предоставляющих право на обращение с настоящим иском в арбитражный суд, необходимо окончательное решение суда общей компетенции об установлении надлежащего ответчика по делу, а также доказательство невозможности поворота исполнения отмененного судебного акта суда общей компетенции.
28.04.2007 Администрация города Хабаровска обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с заявлением о пересмотре постановления N Ф03-А73/05-1/2107 от 09.08.2005 по вновь открывшимся обстоятельствам.
В обоснование заявления Администрация города Хабаровска ссылается на определение Центрального районного суда города Хабаровска от 13.10.2006 о прекращении производства по делу по причине отказа истцов от исковых требований и принятия судом этого отказа. В соответствии с указанным определением, а также постановлением Президиума Хабаровского краевого суда от 18.02.2005 N 4-Г-676-03, установлен факт отсутствия вины Администрации города Хабаровска в выплате опекунских пособий в недостаточном размере. Этим же определением от 13.10.2006, оставленным без изменения кассационным определением от 14.02.2007, Администрации города Хабаровска отказано в удовлетворении заявления о повороте исполнения решения Центрального районного суда города Хабаровска от 05.03.2003.
Судебная коллегия, рассмотрев указанное заявление, находит его подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им вступивший в законную силу судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящем Кодексе.
Статья 311 АПК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, согласно пункту 1 которого таковыми являются существенные обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 3, 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.1998 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов" при решении вопроса о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам арбитражным судам необходимо иметь в виду, что обстоятельства, в связи с открытием которых поставлен вопрос о пересмотре судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы арбитражного суда при принятии судебного акта.
По смыслу вышеназванной нормы права вновь открывшиеся обстоятельства связаны не с нарушением норм материального или процессуального права или неправильной оценкой существенных для дела обстоятельств, а с открытием уже после вступления судебного акта в законную силу обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, которые не могли быть учтены судом при вынесении решения.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ) определены предметы ведения местного самоуправления. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, не относится к предметам ведения местного самоуправления.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, функция по осуществлению расходов на выплату денежных средств опекунам и попечителям является государственной.
В соответствии со статьями 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, финансируется из федерального бюджета. Передача таких расходов осуществляется путем включения в федеральный бюджет.
Поскольку средства на выплату опекунских пособий в 1998-2000 годах в бюджет города Хабаровска из федерального бюджета не поступали, муниципальное образование вынуждено было исполнять государственные полномочия по выплате опекунских пособий за счет средств местного бюджета.
Кроме того, не может служить основанием для возложения ответственности по предъявленным исковым требованиям на муниципальное образование то обстоятельство, что с 1998-2000 годы выплаты средств на содержание опекаемых детей производились из бюджета города Хабаровска при отсутствии компенсации соответствующих расходов из федерального бюджета. Поскольку федеральное законодательство не содержит правовых норм, обязывающих муниципальное образование производить расходы из муниципального бюджета на выплату средств на содержание опекаемых детей, действия Муниципального образования город Хабаровск, производившего выплаты данных средств только исходя из возможностей местного бюджета, являются законными.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь утверждается Правительством Российской Федерации. Поскольку данная обязанность указанным органом не исполнена, выплата опекунских пособий должна производиться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При таких обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции от 09.08.2005 по настоящему делу подлежит отмене по вновь открывшимся обстоятельствам.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289, 309-311, 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
заявление Администрации города Хабаровска удовлетворить, отменить постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.08.2005 по делу N Ф03-А73/05-1/2107 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования город Хабаровск в лице Администрации города Хабаровска 496633,98 руб.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2069
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании