Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2222
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Алене" - Биккель Л.А. представитель по доверенности б/н от 27.02.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю на решение от 28.03.2007 по делу N А51-2059/078-66 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алене" к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления N 1371 от 21.06.2006.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 4 июля 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Алене" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - управление Роспотребнадзора, административный орган) N 1371 от 21.06.2006.
Решением суда от 28.03.2007 заявленные требования удовлетворены ввиду недоказанности факта продажи товаров населению с нарушением санитарных правил и нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности по статье 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по кассационной жалобе административного органа, который просит его отменить, постановление о назначении административного наказания оставить в силе, По мнению заявителя жалобы, факт реализации пищевых продуктов подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Кроме того, управление Роспотребнадзора указывает на соблюдение им процессуального порядка извещения общества о месте и времени рассмотрения дела, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.
В отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда общество возражает против ее удовлетворения, считая принятое по делу судебное решение законным и обоснованным.
Управление Роспотребнадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции участие не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, 05.05.2006 управлением Роспотребнадзора совместно с прокуратурой Ленинского района г. Владивостока при проведении плановой проверки в целях соблюдения санитарных правил в киоске, принадлежащем ООО "Алене", выявлен факт нарушения требований п.п. 9.1, 6.2, 6.4 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", выразившийся в реализации пищевых продуктов населению без санитарно-эпидемиологического заключения и ведения учета температурно-влажностного режима.
10.05.2006 постановлением N 1371 прокурор Ленинского района г. Владивостока возбудил дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, и направил дело в управление Роспотребнадзора.
29.05.2006 административным органом составлен акт проверки и 21.06.2006 принято постановление N 1371 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по вышеназванной норме права, и ему назначено наказание в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб. Не согласившись с данным постановлением, последнее оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП, РФ и нарушение порядка привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности.
Вышеназванной нормой установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о недоказанности вообще факта продажи обществом товаров населению, а тем более продажи товаров с нарушением санитарных правил. Следовательно, обоснованным является вывод о том, что в действиях общества отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения.
Не принимается во внимание суда кассационной инстанции довод заявителя кассационной жалобы о том, что им соблюдены процессуальные требования по привлечению общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение регламентированного данной нормой порядка составления протокола об административном правонарушении органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Судом установлено, что постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 10.05.2006 N 1371 вынесено прокурором, но последним не приняты меры по уведомлению законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, о времени и месте вынесения данного постановления и предоставлении ему возможности принятия участия при его вынесении. Генеральный директор общества ознакомлен с данным постановлением 11.05.2006.
Кроме того, административным органом не представлено доказательств надлежащего уведомления общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Определение от 02.06.2006 о дате рассмотрения административного дела возвращено отделением связи "по причине отсутствия организации по указанному адресу": Владивосток, ул. Казанская 3, тогда как юридический адрес общества, согласно выписки из Единого госреестра юридических лиц от 05.03.2007: Владивосток, Казанская 1.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне и объективно рассмотреть дело (пункт 10).
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о том, что при вынесении постановления о возбуждении административного дела и постановления о привлечении к административной ответственности были нарушены процессуальные нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, что лишило общество предоставленных ему гарантий защиты своих прав, в связи с чем суд правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое по делу постановление административного органа N 1371 от 21.06.2006, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Приморского края от 28.03.2007 по делу N А51-2059/078-66 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без рассмотрения.
Общество считает, что постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о привлечении к ответственности по ст.14.4 КоАП РФ подлежит отмене, т.к. о времени и месте рассмотрения административного дела оно не уведомлялось.
Суд счел, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением прав лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с ч.2 ст.28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
В п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 сказано, что положения ст.28.2 КоАП РФ предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение регламентированного данной нормой порядка составления административного протокола нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вынесено прокурором. При этом законный представитель юридического лица, привлекаемого к ответственности, не был уведомлен о времени и месте вынесения данного постановления.
Кроме того, отсутствуют доказательства надлежащего уведомления общества о времени и месте рассмотрения административного дела. Определение о дате рассмотрения административного дела было возвращено почтой "по причине отсутствия организации по указанному адресу", тогда как согласно выписки из ЕГРЮЛ общество имеет совсем другой юридический адрес.
Из Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 следует, что нарушение административным органом при производстве по делу процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным постановления административного органа при условии, что указанные нарушения носят существенный характер. Нарушения, которые были допущены при привлечении общества к ответственности, являются существенными, т.к. лишили его гарантий защиты, предоставленных законом.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2222
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании