Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1792
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 15.11.2006, постановление от 07.03.2007 по делу N А51-10934/2006 7-211 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Дальнегорска к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации Дальнегорского городского округа о взыскании 5145568 руб. 18 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2007 года.
Муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Дальнегорска обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Дальнегорского городского округа, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 5145568 руб. 18 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления гражданам в течение 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Решением суда от 15.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.03.2007, требования истца удовлетворены в заявленном размере за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Обращает внимание на то, что законом Приморского края о бюджете на реализацию льгот ветеранам были предусмотрены денежные средства для муниципальных образований, в том числе, Дальнегорскому району в сумме 16070000 руб.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, участия не принимали.
Как установлено судом, истец во исполнение ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995, за счет собственных средств предоставил в 2004 году гражданам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда города Дальнегорска и имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате жилья и коммунальных услуг, на общую сумму 8045568 руб. 18 коп.
За указанный период МУП ЖКХ МО г. Дальнегорска частично компенсированы затраты на предоставленную льготную скидку в размере 2900000 руб.
В связи с невозмещением государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления истцу расходов по предоставлению гражданам льгот в сумме 5145568 руб. 18 коп., у последнего образовались убытки в указанном размере, о взыскании которых заявлен настоящий иск.
Факт предоставления в спорный период льгот на основании ФЗ "О ветеранах" подтвержден справками и списками граждан, имеющих соответствующую льготу, с указанием объема предоставленных льгот, актами сверок, составленными с участием отдела социальной защиты населения по Дальнегорскому городскому округу.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату жилья и коммунальных услуг. Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
Исходя из названного закона, с учетом ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в 2004 году из федерального бюджета денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по жилищно-коммунальным услугам субъекту целевым назначением не передавались, как не запланированные законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Наряду с этим, согласно Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ за счет средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, на реализацию закона о ветеранах запланировано 506223 тыс. руб., из них 376487 тыс. руб. - средства, передаваемые бюджетам муниципальных образований субъекта через субвенции. В том числе, Дальнегорскому городскому округу из краевого бюджета передано 14297000 руб. (в запланированном объеме), которые израсходованы последним по целевому назначению, однако не покрыли расходы предприятий на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также содержащему запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.11.2006, постановление от 07.03.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10934/2006 7-211 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1792
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании