Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1819
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 25.12.2006, постановление от 02.03.2007 по делу N А51-14629/2006 36-355 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Находкинский" к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации Находкинского городского округа о взыскании 134830,87 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Находкинский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Находкинского городского округа, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании за счет соответствующей казны 134830,87 руб. в возмещение убытков, возникших в связи с предоставлением в 2003, 2004 годах льгот по оплате услуг теплоснабжения специалистам, проживающим в сельской местности, на основании федерального законодательства.
Решением суда от 25.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2007, требования истца в размере 117605,47 руб., составляющие задолженность за 2004 год, удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Требования о взыскании убытков, возникших в 2003 году, в размере 1722540 руб., выделены в отдельное производство.
Законность принятых по делу судебных актов проверятся по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, полагающего их отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорное правоотношение сторон, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
При этом заявитель ссылается на то, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ исполнила свои обязательства, предусмотрев Законом о федеральном бюджете на 2004 год в Фонде компенсаций целевые средства на оплату льгот по ЖКУ специалистам села в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" 1691778,0 тыс. руб., в том числе Приморскому краю - 39699 тыс. руб.
Оспаривая размер заявленных требований, заявитель жалобы ссылается на незаконное в нарушение разъяснения Минфина РФ от 18.08.1998 N 10-03-02 предоставление и оплату льгот по холодному и горячему водоснабжению, вывозу мусора, оплате электроэнергии от использования электроприборов как не предусмотренных законодательством, а также на неподтверждение предоставления льгот первичными документами учета по каждому льготнику.
Кроме того, заявитель оспаривает правомерность включения истцом в размер бюджетной компенсации налога на добавленную стоимость как противоречащую ст.ст. 143, ч. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в 2004 году предоставил льготы по услугам теплоснабжения специалистам народного образования и культуры, работающим и проживающим в сельской местности, затраты по которым частично компенсированы Администрацией Находкинского городского округа.
Сумма некомпенсированных затрат за указанный период составила 117605,47 руб., о взыскании которых КГУП "Примтеплоэнерго" обратилось с настоящим иском.
В соответствии со ст. 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села" и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Культурно-просветительным работникам, проживающим в сельской местности, в соответствии со ст. 55 Основ законодательства РФ о культуре, ст. 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села", ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 N 31 "О предоставлении льгот работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели, согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Как видно из представленных документов, всего из Фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет субъекта РФ - Приморский край в 2004 году поступило 39699 тыс. руб. в пределах средств, утвержденных законом РФ о федеральном бюджете. Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Муниципальному образованию "Находкинский городской округ" для предоставления льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, перечислены средства в размере 500 тыс. рублей. Между тем указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате ЖКУ работающим и проживающим в сельской местности специалистам.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Министерством финансов не представлено.
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003 обязательства по социальной защите населении, установленные федеральными законами отнесены к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, финансирование которых должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии со ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила свои обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам, суд правомерно удовлетворил требования за счет казны РФ.
Такое решение соответствует Постановлению Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года", согласно которому на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов, статье 132 Конституции Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.12.2006 и постановление от 02.03.2007 по делу N А51-14629/2006 36-355 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1819
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании