Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1914
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 07.12.2006, постановление от 08.02.2007 по делу N А51-8780/2006 36-255 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище N 52", 3 лица: Департамент образования и науки администрации Приморского края, Федеральное агентство по образованию, о взыскании 391229 рублей 69 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к государственному образовательному учреждению начального профессионального образования "Профессиональное училище N 52" (далее - ГОУ НПО "Профучилище N 52"), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 582629 рублей 83 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных в 2003, 2004 годах работникам ГОУ НПО "Профучилище N 52", проживающим в сельской местности в соответствии с ФЗ "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Департамент образования и науки администрации Приморского края, Федеральное агентство по образованию.
Определением от 24.10.2006 исковые требования, составляющие некомпенсированные льготы за период 2003 года в сумме 191400 рублей 14 копеек, выделены в отдельное производство.
Решением от 07.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к ГОУ НПО "Профучилище N 52" отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
В своей кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит отменить решение и постановление суда, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.
Считает, что действующее в спорный период законодательство, регулирующее порядок предоставления льгот названной категории граждан, указывает в качестве источника финансирования соответствующих расходов местный бюджет.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Отзывов на жалобу не представили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" в 2004 году в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и во исполнение заключенного с ГОУ НПО "Профучилище N 52" договора предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг преподавателям, проживающим в селе Черниговка.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 391229 рублей 69 копеек на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2004 год" средства на реализацию льгот, установленных ФЗ "Об образовании" и ФЗ "О социальном развитии села" не учитывались.
За счет средства Фонда компенсаций в 2004 году Приморскому краю перечислено на компенсацию вышеуказанных льгот 39699000 рублей, в том числе МО "Черниговский район" выделено 252000 рублей.
Указанные средства в полном объеме перечислены предприятиям муниципального образования, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, пропорционально понесенным расходам.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено. Однако объем передаваемых средств не покрыл расходы предприятий, в том числе и истца, по предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ "Об образовании".
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно статье 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также статье 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
В силу изложенного законодательства, суд правомерно освободил ГОУ НПО "Профучилище N 52" от ответственности по иску, удовлетворив его за счет казны Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.12.2006, постановление апелляционной инстанции от 08.02.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8780/2006 36-255 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1914
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании