Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/2337
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1284
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Жуков А.А. - конкурсный управляющий (решение от 13.02.206), Веселовский В.А. - представитель по доверенности от 01.01.2007 б/н, от ответчика: от Министерства финансов РФ Коржуева А.С. - заместитель начальника отдела кадров, по доверенности от 09.01.2007 N 1164, от Министерства финансов Хабаровского края Маслакова А.Г. - представитель по доверенности от 27.02.2006 N 19-11/522, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Автотранссервис" на решение от 30.03.2007 по делу N А73-7743/2006-51 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Автотранссервис" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Советско-Гаванскому муниципальному району в лице Комитета социальной защиты населения и в лице Финансового управления Администрации о взыскании 688820 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2007 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Автотранссервис" (далее по тексту - МУП "Автотранссервис") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края (с учетом уточнения наименования ответчиков) к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Советско-Гаванскому муниципальному району в лице Комитета социальной защиты населения Советско-Гаванского муниципального района и в лице Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района с иском о взыскании 688820 руб. составляющих убытки, образовавшиеся в связи с предоставлением гражданам в 2003 году льготного проезда на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
До принятия решения, истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил иск и требовал взыскать убытки на сумму 10781208 руб., из которых требования 688824 руб. предъявлены к Муниципальному образованию в лице Финансового управления, а на сумму 10092384 руб. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Определениями от 30.03.2007 производство по иску к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ прекращено в связи со вступившим в законную силу судебным актом, вынесенным по спору между истцом и данным ответчиком по тому же предмету и по тем же основаниям, в части требования к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края и Советско-Гаванскому муниципальному району в лице Комитета социальной защиты населения Советско-Гаванского муниципального района прекращено в связи с отказом от иска.
Решением суда от 30.03.2007 исковое требование к Советско-Гаванскому муниципальному району в лице Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района оставлено без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность решения от 30.03.2007 проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе МУП "Автотранссервис".
Жалоба мотивирована нарушением норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального бюджета расходов на реализацию спорных льгот, а также доказанностью истцом факта убытков вызванных предоставлением льготы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя кассационную жалобу поддержали в полном объеме.
Представители Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края, возражая относительно доводов кассационной жалобы, согласились с судебным решением суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого решения от 30.03.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает его подлежащим отмене в соответствии с пунктом 3 статьи 288 АПК РФ.
Спор возник в связи с предоставлением МУП "Автотранссервис" в 2003 году гражданам льгот по оплате проезда на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта на основании Закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
Отказывая в удовлетворении искового требования за счет казны Советско-Гаванского муниципального района, суд руководствовался Законом "О социальной защите инвалидов в РФ", Федеральным законом от 25.09.97 N 126 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года".
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за недофинансирования нижестоящего бюджета.
Судом установлено также, что денежные средства из федерального бюджета на реализацию Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" с указанием конкретного целевого назначения не выделялись.
Между тем, источником финансирования льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является федеральный бюджет, однако судом не учтен публичный характер спора при рассмотрении которого обязательно применимы как нормы гражданского, так и нормы бюджетного (публичного) законодательства.
При таких обстоятельствах, суд ошибочно рассмотрел дело без участия Министерства финансов РФ, а также Министерства финансов Хабаровского края, уполномоченных выступать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, поскольку суд в данном случае не связан с согласием истца либо отказом от иска к публичным образованиям (ст. 46 АПК РФ).
Поскольку судом не исследованы все обстоятельства, связанные с финансированием спорных расходов из вышестоящих бюджетов, и спор по существу не рассмотрен, выводы суда первой инстанции признаются недостаточно обоснованными, а решение суда - подлежащим отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить упомянутое нарушение статьи 46 АПК РФ, исследовать обстоятельства возникновения у истца убытков с учетом всех необходимых доказательств и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и с учетом сложившейся судебной практикой (Пленум ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.03.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7743/2006-51 отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/2337
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании