Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2446
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" - Соколова Е.П. - юрисконсульт, дов. N 370/10 от 06.03.2007, от ответчика: Административной комиссии Администрации г. Хабаровска - Капустина Л.В. - главный специалист - юрист, дов. N 1.33-51 от 11.01.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Административной комиссии Администрации г. Хабаровска на постановление от 27.03.2007 по делу N А73-12926/2006-74АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Тепловые сети" к Административной комиссии Администрации г. Хабаровска об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2007 года.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 27.06.2007 по 04.07.2007.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Администрации города Хабаровска от 10.11.2006 N 3279.
Решением суда от 29.01.2007 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2007 решение суда отменено, постановление признано незаконным и отменено в части размера штрафа, превышающего 100 МРОТ.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Административная комиссия администрации города Хабаровска просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.
Заявленные требования мотивированы тем, что у административного органа имелись основания для назначения максимального наказания, предусмотренного санкцией статьи 4.15 КоАП Хабаровского края, в связи с наличием признаков повторности совершения правонарушения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Тепловые сети" против доводов кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в оспариваемом судебном акте.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27.10.2006 отделом благоустройства Комитета по управлению Южным округом Администрации города Хабаровска проведено обследование территорий от пер. Карельского, 15 до улицы Аксенова, 30А, по результатам которого составлен акт N 4.3-19/26 о нарушении асфальтового покрытия при производстве в августе 2006 года земляных работ по ремонту теплотрассы МУП "Тепловые сети". По данному факту составлен протокол об административном правонарушении N 2761 от 01.11.2006 и принято постановление о назначении административного наказания N 3279 от 10.11.2006.
Не согласившись с вынесенным постановлением административной комиссии, предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды, ссылаясь на пункты 6.15, 6.16 Правил благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края, утвержденных Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 07.12.1993 N 568, пришли к выводу о том, что факт административного правонарушения, совершенного предприятием, и его вина доказаны административной комиссией и подтверждаются материалами дела, и не приняли во внимание довод предприятия о том, что оспариваемое постановление административной комиссии вынесено по истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку сочли правонарушение длящимся, в связи с чем срок давности подлежащим исчислению с даты обнаружения правонарушения.
Между тем, данный вывод судов является необоснованным.
Статья 4.15 КоАП Хабаровского края устанавливает административную ответственность за невосстановление благоустройства.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере благоустройства.
Предметом правонарушения является благоустройство территорий, детские, спортивные и бельевые площадки, оборудование, установленное на них, малые архитектурные формы, рекламные установки.
Противоправным деянием является невосстановление благоустройства после производства работ, связанных с нарушением состояния благоустройства территорий.
В соответствии с пунктами 6.15, 6.16 Правил благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края, утвержденных Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 07.12.1993 N 568, восстановление нарушенного благоустройства по окончании земляных работ осуществляется силами организации, производящей работы.
Исходя из пункта 6.17 Правил благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края, восстановление благоустройства должно производиться в пределах сроков производства земляных работ, то есть до истечения срока действия разрешения (ордера) на производство работ.
В соответствии с пунктом 45 Правил производства земляных работ в городе Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.12.2002 N 293, в случае завершения земляных работ по восстановлению благоустройства в течение 6 суток с момента уведомления администрации города о начале земляных работ по устранению аварии ордер на работы по благоустройству не оформляется. При невозможности восстановить благоустройство в указанный срок организация, не прекращая производство земляных работ по устранению аварии, обязана получить ордер на проведение работ по благоустройству в административно-технической инспекции.
Восстановление благоустройства покрытия проезжей части дороги должно быть выполнено в течение 24 часов после окончания аварийных работ вне зависимости от времени года для обеспечения безаварийного движения автотранспорта и механизированной уборки.
Таким образом, квалифицирующим признаком для применения статьи 4.15 КоАП Хабаровского края является не факт нарушения благоустройства, а факт нарушения срока для его восстановления.
Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.15 КоАП Хабаровского края является формальным по конструкции и правонарушение считается оконченным с момента истечения срока, предусмотренного для восстановления нарушенного благоустройства.
В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не со дня его обнаружения. Несвоевременное выявление правонарушения не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося.
При квалификации действий МУП города Хабаровска "Тепловые сети" по статье 4.15 КоАП Хабаровского края административному органу следовало установить конкретный срок производства земляных работ и срок, до истечения которого предприятию надлежало восстановить благоустройство в полном объеме и с учетом времени совершения правонарушения и сроков давности привлечения к административной ответственности рассмотреть дело об административном правонарушении.
Однако, административным органом положения действующего законодательства при разрешении вопроса о виновности МУП города Хабаровска "Тепловые сети" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.15 КоАП Хабаровского края, не соблюдены.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии Администрации города Хабаровска от 10.11.2006 N 3279 не может быть признано законным.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.01.2007, постановление от 27.03.2007 по делу N А73-12926/2006-74АП Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Заявление муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Тепловые сети" удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Администрации города Хабаровска от 10.11.2006 N 3279 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июля 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2446
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании