Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/2673
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока на решение от 03.04.2006 по делу N А51-20701/0530-669/46 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Г.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока, третье лицо: Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району города Владивостока, о возврате ошибочно уплаченной суммы.
Резолютивная часть постановления от 20 сентября 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2006 года.
Индивидуальный предприниматель Г.Н. обратился с заявлением в Арбитражный суд Приморского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Владивостока о возврате 19394 руб., ошибочно уплаченных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Определением от 15.12.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Фрунзенскому району города Владивостока.
Решением от 03.04.2006 требования удовлетворены, суд признал действия инспекции, выразившиеся в отказе в возврате переплаты, незаконными и обязал налоговый орган произвести возврат ошибочно уплаченной суммы в размере 19394 руб. на расчетный счет предпринимателя и направить соответствующее заключение в органы федерального казначейства.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не принято во внимание, что налоговой инспекцией как администратором страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется только контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет и у нее отсутствуют полномочия по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что страховые взносы не отвечают понятию налога и не являются составной частью единого социального налога, поэтому зачет переплаты страховых взносов не может быть произведен в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представители участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены вынесенного судебного акта не установил.
Из материалов дела следует, что Г.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в ЕГРИП за основным государственным номером 304254008200037, что подтверждается свидетельством серии 25 N 00859806.
Как установлено арбитражным судом, предприниматель платежными поручениями N 18 от 18.07.2005 и N 27 от 11.10.2005 уплатил за первое полугодие 2005 года 4547 руб. и за 9 месяцев 2005 14847 руб. суммы единого налога по упрощенной системе налогообложения, однако ошибочно указал код КБК Пенсионного фонда РФ, и сумма 19394 руб. поступила в бюджет Пенсионного фонда РФ.
12.10.2005 Г.Н. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно уплаченных средств на его расчетный счет.
Письмом N 3022967 от 12.10.2005 налоговая инспекция отказала предпринимателю в возврате (зачете) ошибочно уплаченной суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Полагая, что данный отказ налоговой инспекции не обоснован, индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налоговой инспекции и обязании ее произвести возврат излишне уплаченной суммы.
Принимая решение об удовлетворении требований индивидуального предпринимателя, арбитражный суд правомерно исходил из того, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды подлежат зачету или возврату в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
При казначейском исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ страховые взносы учитываются на соответствующих кодах бюджетной классификации, администратором которых в соответствии с Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н являются налоговые органы.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
С учетом изложенного, довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по возврату предпринимателю 19394 руб., суммы, ошибочно уплаченной в бюджет Пенсионного фонда РФ.
На основании изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.04.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-20701/0530-669/46 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/2673
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании