Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 августа 2007 г. N Ф03-А24/07-2/2387
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от открытого акционерного общества "К": Егорова Е.П., представитель по доверенности от 28.06.07 N ДВЭУК - 71/950 Д; Авдеева Т.В., представитель по доверенности от 27.04.2007 N ДВЭУК-71/887 Д; Жукова В.П., представитель по доверенности от 10.06.07 N ДВЭУК-71/943 Д; от ИФНС России по городу Петропавловску-Камчатскому: Марьинских В.В., представитель по доверенности от 29.12.06 N 30825; Сорокина Л.И., представитель по доверенности от 15.01.2007 N 603; Будасова Л.И., представитель по доверенности от 09.01.2007 N 55, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "К" на решение от 15.01.2007, постановление от 11.04.2007 по делу N А24-4952/05-14 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "К" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным решения в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 3 августа 2007 года.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 2 августа 2007 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "К" (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция, налоговый орган) от 02.11.2005 N 11-12/22643 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки деятельности заявителя за 2002 год по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и платы за пользование водными объектами.
Решением суда от 15.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2007, требования заявителя удовлетворены частично. Оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части налоговых санкций на основании: пункта 2 статьи 122 в сумме 11831729 руб., пункта 2 статьи 119 НК РФ (по плате за пользование водными объектами) в сумме 147566 руб.; в части НДС в размере 233938,01 руб. и в части пеней за несвоевременную уплату НДС в размере 145579,25 руб. В остальной части в удовлетворении требовании заявителя отказано.
Отказывая в части признания недействительным решения инспекции о доначислении 113188403 руб. НДС, пеней и штрафа, приходящихся на указанную сумму, судебные инстанции указали, что стоимость топлива и соответствующий НДС оплачивались заявителем за счет средств федерального бюджета в составе общей суммы финансирования, поэтому предъявление к вычету этой суммы неправомерно.
В кассационной жалобе, а также дополнениях к ней, общество предлагает решение, постановление апелляционной инстанции в части правомерности доначисления налоговым органом НДС - 113188403 руб., пеней и штрафа отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в суде кассационной инстанции, судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а выводы судов о том, что федеральные субвенции предназначались в том числе и для покрытия сумм НДС в цене топлива, не соответствуют законодательству, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и дополнения к ней, а также ее представители в суде кассационной инстанции просят судебные акты в обжалуемой части оставить без изменения как соответствующие действующему в период возникших правоотношений законодательству и обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней, а также в отзыве на кассационную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит судебные акты в обжалуемой части подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "К" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость и платы за пользование водными объектами за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, по результатам которой составлен акт проверки от 22.08.2005 N 11-12/114. Решением от 02.11.2005 N 11-12/22643 общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в частности, за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в сумме 22766862 руб. Кроме этого, обществу предложено уплатить доначисленную сумму НДС - 113834311 руб., а также пеней в размере 70838907,75 руб. за несвоевременную уплату НДС.
В суде кассационной инстанции спорным является доначисление НДС в сумме 113188403 руб. (90300139,65 руб. + 22888261,71 руб.), пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, приходящихся на указанную сумму.
Основанием для доначисления спорной суммы налога явилось необоснованное, по мнению инспекции, предъявление к вычетам суммы НДС за приобретенное за счет субвенций топливо, что повлекло уменьшение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.
Проверяя на соответствие закону решение инспекции в упомянутой выше части, суд счел, что общество не несло реальных затрат по уплате налога на добавленную стоимость, так как получало целевые бюджетные средства на финансирование расходов на компенсацию тарифов, которые предназначались для покрытия расходов предприятия, в том числе и сумм НДС, уплачиваемых в связи с осуществлением этих расходов. На этом основании судами сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика права претендовать на получение налогового вычета по НДС в сумме 113188403 руб., уплаченного поставщикам топлива.
Однако судами не учтено следующее.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусматривалось выделение Камчатской области из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию. Этими средствами обеспечивалось дотирование налогоплательщика (ОАО "К") в части сумм, недополученных им за поставленную промышленным потребителям электрическую энергию по льготным тарифам.
В соответствии со статьей 48 названного Закона предоставление и расходование выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации денежных средств на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области осуществлялись в порядке, установленном Правилами предоставления и расходования средств федерального бюджета, выделяемых в 2000 году из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области (в редакции, действовавшей в спорный период), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2000 N 442 (далее - Правила).
Согласно пунктам 6 и 7 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование расходов на компенсацию тарифов на электроэнергию путем перечисления средств акционерным обществам энергетики и электрификации на оплату топлива. Основаниями для перечисления средств являются договоры акционерных обществ энергетики и электрификации с топливоснабжающими организациями на поставку топливно-энергетических ресурсов и документы, подтверждающие фактическое поступление топлива акционерным обществам. Средства, полученные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на компенсацию тарифов на электроэнергию, учитываются ими при установлении тарифов на электрическую энергию промышленным потребителям, которые ежемесячно осуществляют платежи (погашение задолженности) за полученную электрическую энергию и продукция которых пользуется спросом или имеет приоритетное значение для экономики и социальной сферы соответствующих регионов.
Исходя из положений федерального законодательства администрацией Камчатской области принято постановление от 29.01.2002 N 36 "О предоставлении сниженных тарифов электропотребления в 2002 году", пунктами 1 и 2 которого предписано выделять в 2002 году ОАО "К" за счет субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию необходимые средства для закупки и доставки топлива и снижения топливной составляющей в себестоимости производства электроэнергии районными электростанциями.
Судами установлено, что ОАО "К" в 2002 году было выделено из федерального бюджета 660000000 руб. для оплаты топлива. Указанная сумма перечислялась поставщикам топлива, в том числе НДС - 113188403 руб.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 вычеты.
Вычетам, в частности, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи Кодекса.
Как следует из статьи 176 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Каких-либо ограничений указанных прав организаций, реализующих товары (работы, услуги) по льготным тарифам и получающих в связи с этим субвенции на закупку топлива, Кодексом не установлено.
Следовательно, вывод судов об отсутствии у предприятия права на возмещение НДС не основан на законодательстве.
При таких обстоятельствах, решение суда и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с принятием нового судебного акта о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части доначисления НДС в сумме 113188403 руб.; пеней, причитающихся на указанную сумму, а также налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 10935133 (22766862 руб. - 11831729 руб.)
Поскольку кассационная жалоба общества удовлетворена, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции в пользу общества подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.01.2007, постановление от 11.04.2007 по делу N А24-4952/05-14 Арбитражного суда Камчатской области в обжалуемой части об отказе в удовлетворении заявления открытого акционерного общества энергетики и электрификации "К" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому от 02.11.2005 N 11-12/22643 о доначислении 113188,403 руб. налога на добавленную стоимость за 2002 год; пеней, приходящихся на указанную сумму; налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 10935133 руб. отменить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому от 02.11.2005 N 11-12/22643 в части доначисления открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "К" 113188403 руб. налога на добавленную стоимость; пеней приходящихся на указанную сумму; налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 10935133 руб. признать недействительным.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "К" расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Камчатской области.
Приостановление исполнения решения от 15.01.2007 и постановления от 11.04.2007 по данному делу по определению N 001499 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.05.2007 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2007 г. N Ф03-А24/07-2/2387
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании