Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 августа 2007 г. N Ф03-А16/07-1/2503
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гребенюк Е.М. - юрисконсульт по доверенности N 891 от 11.12.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области на решение от 15.03.2007, постановление от 07.05.2007 по делу N А16-996/2006-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области, Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области, 3 лица: Финансовое управление Правительства Еврейской автономной области, Министерство труда и социального развития РФ, о взыскании 836642 рублей 70 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2007 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области, Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области о взыскании 836642 рублей 70 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2003 году гражданам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте, в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечены Финансовое управление Правительства Еврейской автономной области, Министерство труда и социального развития РФ.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ отказался от иска к Комитету социальной защиты населения Правительства ЕАО, настаивал на удовлетворении исковых требований за счет казны РФ.
Решением суда от 15.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. Производство по делу по иску к Комитету социальной защиты населения Правительства ЕАО прекращено.
При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", "О ветеранах".
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы указывает на недоказанность наличия условий, при которых согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.
В обоснование жалобы также приводит доводы о том, что суд в нарушение пункта 10 статьи 158 БК РФ необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот, так как финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных главному распорядителю бюджетных средств, каковым не является ответчик.
Кроме того, Минфин РФ считает, что судом необоснованное не применен срок исковой давности, о пропуске которого он заявлял в первой и апелляционной инстанциях.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в 2003 году при перевозке на железнодорожном транспорте граждан, проживающих на территории Еврейской автономной области, предоставляло в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", "О ветеранах" льготную скидку по оплате стоимости проезда, в результате чего истцом недополучены доходы в сумме 836642 рубля 70 копеек, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так в статье 30 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II группы и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, указанные условия распространяются на лиц, сопровождающих инвалида I группы или ребенка-инвалида.
В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18 ФЗ N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" инвалиды войны III группы, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, лица, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" имеют право на бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта.
В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ указано, что в случае, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Эти же положения закреплены в пункте 3 статьи 8 ФЗ N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Статьей 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот инвалидам, назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Согласно статье 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства на компенсацию льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", утверждались в Фонде компенсаций. Бюджету Еврейской автономной области на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрена передача денежных средств в сумме 13497000 рублей.
Вместе с тем объем переданных средств не покрыл расходы на предоставление льгот по заявленной истцом категории.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2000 N 946 утверждены Правила о порядке возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением льготного проезда на железнодорожном, водном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Постановлением Правительства РФ от 10.02.2003 N 85 срок действия настоящих Правил продлен на 2003 год.
Указанные Правила устанавливают порядок возмещения порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ, которое в пределах выделяемых Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации и перечисляет их органам социальной защиты субъектов через органы федерального казначейства.
Как следует из обстоятельств дела, Министерством финансов РФ при составлении проекта федерального бюджета на 2003 было предусмотрено средств на компенсацию указанных расходов меньше заявленной Министерством труда и социального развития РФ потребности.
Выделенные средства полностью использованы по целевому назначению. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, поскольку, выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы предприятий-перевозчиков, в том числе и истца, то убытки, причиненные ОАО "РЖД", обоснованно взысканы с Министерства финансов РФ, как органа, выступающего от имени казны РФ.
Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судами обеих инстанций отклонен правомерно, так как в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание спорных расходов за 2003 год начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и истекал 01.01.2007. истец обратился с иском 30.10.2006, то есть в пределах срока исковой давности.
Так как решение от 15.03.2007 и постановление от 07.05.2007 приняты судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.03.2007 и постановление от 07.05.2007 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-996/2006-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2007 г. N Ф03-А16/07-1/2503
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании