Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/2142
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю на решение от 07.11.2006, постановление от 05.03.2007 по делу N А51-19961/2005 28-422 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Владивосток Авиа" к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты Администрации Приморского края РФ, Министерству труда и социального развития РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ, Федеральной службе безопасности РФ, 3-е лицо открытое акционерное общество "Приморское агентство авиационных компаний", о взыскании 8253675 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2007 года.
Открытое акционерное общество "Владивосток Авиа" обратилось с иском к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства РФ по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Управлению социальной защиты Администрации Приморского края, Министерству труда и социального развития РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ, Федеральной службе безопасности РФ о взыскании 8253675 руб. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением в 2002 году инвалидам и сопровождающим их лицам льготного проезда на воздушном транспорте на основании ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (далее - Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В судебном заседании 02.09.2004 Министерство труда и социального развития РФ в порядке процессуального правопреемства заменено на его правопреемника - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
В судебном заседании 30.09.2005 суд по собственной инициативе в порядке процессуального правопреемства заменил Управление социальной защиты Администрации Приморского края на Департамент социальной защиты Администрации Приморского края.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Приморское агентство авиационных компаний".
Определением Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2005 настоящие требования о взыскании убытков, связанных с предоставлением льготного проезда инвалидам республики Хакасия, выделены в отдельное производство.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил об уменьшении исковых требований до 612750 рублей.
Решением суда от 07.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2007, исковое требование удовлетворено в уточненном размере. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением обеими судебными инстанциями норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального бюджета расходов на реализацию спорных льгот.
Также заявитель ссылается на недоказанность истцом факта возникших у него убытков в спорный период и права на льготу у лиц в соответствии с законодательством РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат в связи со следующим.
Спор возник в связи с предоставлением ОАО "Владивосток Авиа" в 2002 году льгот в виде бесплатного проезда на воздушном транспорте и 50-процентной скидки в оплате проезда гражданам, подпадающим под действие ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Удовлетворяя исковое требование за счет Казны Российской Федерации, суды обеих инстанций руководствовались ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999, Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", а также Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что денежные средства, поступившие из Фонда компенсаций и федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в 2002 году были в полном объеме распределены между предприятиями, непосредственно предоставляющими указанные льготы.
Так, в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" в составе Фонда компенсаций запланированы субсидии и субвенции Приморскому краю в размере 160752000 руб., в то время как затребовано на финансирование проезда инвалидов 1478900000 руб. Данный факт свидетельствует о недостаточности средств в Фонде компенсаций для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Между тем, объем передаваемых средств не покрывает фактические расходы предприятий муниципального образования на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета выделялись не в полном объеме, а выделенные денежные средства распределены по назначению и доказательств нецелевого использования у суда не имеется, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что возложение ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов является законным и обоснованным.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанции отклонены обоснованно, так как они противоречат действующему законодательству (статьям 165-167, 171 Бюджетного кодекса РФ), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Несостоятельны доводы заявителя апелляционной жалобы в части недоказанности истцом объема предоставленных в спорный период льгот, так как в материалах дела имеются авиабилеты, оформленные на инвалидов, медицинские справки, копии пенсионных удостоверений инвалидов и копии паспортов, реестры инвалидов, перевезенных ОАО "Владивосток-Авиа", а также другие документы, подтверждающие право инвалидов на соответствующие льготы.
Наличие у инвалидов, которым истцом оказаны услуги, статуса федеральных льготников сторонами, в том числе Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не оспаривается.
Таким образом, ссылка заявителя о том, что в деле отсутствуют доказательства перевозки (выпадающих доходов) противоречат фактическим обстоятельствам.
Судом также правильно отклонена ссылка заявителя на неправомерное включение истцом в заявленную ко взысканию сумму убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истец действует в данном случае в интересах граждан, которые в силу главы 23 Налогового кодекса РФ не являются плательщиками этого налога, а вопросы налогообложения предприятия не относятся к предмету спора и разрешаются в ином порядке при налогообложении предприятия.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.11.2006, постановление от 05.03.2007 по делу N А51-19961/2005 28-422 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/2142
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании