Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июля 2007 г. N Ф03-А24/07-2/2169
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петропавловске-Камчатском на решение от 30.03.2007 по делу N А24-210/07-16 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петропавловске-Камчатском к Государственному унитарному предприятию "Камчатсккоммунэнерго", 3-е лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому, о взыскании пени в сумме 561667 руб.
Резолютивная часть постановления от 18 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2007 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петропавловске-Камчатском (далее - управление пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" (далее - предприятие) 561667 руб. пени, в том числе: 538226 руб. - на страховую часть трудовой пенсии, 23441 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 30.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что в нарушение пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) пени начислены на сумму недоимки, которую предприятие не могло погасить по причине приостановления его операций в банках и наложения ареста на его имущество.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление пенсионного фонда обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы считает вывод суда о невозможности погашения задолженности в связи с тем, что операции по счетам были приостановлены и на имущество предприятия наложен арест, необоснованным, поскольку судом неправильно применены положения Федерального закона N 167-ФЗ и нормы Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Предприятие и инспекция отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно решению Арбитражного суда Камчатской области от 27.07.2006 по делу N А24-2962/06-08 с предприятия взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии - 16780043 руб. и сумма пеней - 829747,77 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии - 1135120,77 руб. и сумма пеней - 61847,97 руб.
В связи с неисполнением предприятием обязанности по уплате страховых взносов согласно указанному решению суда, 13.11.2006 управлением пенсионного фонда выставлено требование N 173 об уплате 561667 руб. пени за период с 28.07.2006 по 05.11.2006, со сроком исполнения до 28.11.2006.
Так как данное требование в добровольном порядке исполнено не было, управление пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд за взысканием пени с предприятия в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно представленному акту сверки задолженности по пени управлению пенсионного фонда предприятием по страховым взносам по состоянию на 13.03.2007 задолженность оплачена полностью. Вместе с тем задолженность по пени составляет 561667 руб.
В силу пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Как определено статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (пункт 2 статьи 26).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (пункт 3 статьи 26).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.
Из установленных арбитражным судом обстоятельств, подтвержденных материалами дела, следует, что в период с 28.07.2006 по 05.11.2006 решениями инспекции были приостановлены все расходные операции по счетам предприятия в банках (л.д. 29-82). Также постановлениями о наложении ареста на имущество должника судебными приставами-исполнителями были наложены аресты на имущество предприятия (л.д. 83-98).
Довод заявителя относительно отсутствия причинно-следственной связи между приостановлением операций по счетам предприятия в банке и невозможностью погасить имеющуюся задолженность по пени по причине уплаты в период приостановления операций по счетам в банке задолженности по страховым взносам, признается несостоятельным и отклоняется, как несоответствующий нормам НК РФ и Федеральному закону от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 119-ФЗ к перечню исполнительных документов отнесены постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания пункта 1 статьи 47 НК РФ следует, что вынесенное налоговым органом на основании его решения о взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации постановление является исполнительным документом, на основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство.
Суд установил, что судебными приставами-исполнителями Специализированного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области, в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений налогового органа, произведен арест имущества, принадлежащего предприятию.
Согласно статье 51 Федерального закона N 119-ФЗ арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение.
Нарушение запрета судебного пристава-исполнителя распоряжаться или несоблюдение ограничения права пользоваться имуществом должника, на которое наложен арест, является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена федеральным законом.
Таким образом, применение к должнику мер принудительного исполнения является обстоятельством, в силу которого налогоплательщик не может самостоятельно и своевременно погасить имеющуюся у него недоимку, и исключает возможность начисления пеней.
При таких обстоятельствах отказ во взыскании в судебном порядке пени в сумме 561667 руб., начисленной на сумму задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правомерным.
На основании изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.03.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-210/07-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя.
Управление Пенсионного фонда обратилось в суд с заявлением о взыскании с организации сумм пени по страховым взносам.
Суд, рассмотрев дело, установил, что в период начисления данных сумм пени решениями налогового органа были приостановлены все расходные операции по счетам организации в банке. Также постановлениями о наложении ареста на имущество должника судебными приставами-исполнителями были наложены аресты на имущество организации.
Суд отклонил довод Пенсионного фонда о том, что отсутствует причинно-следственная связь между приостановлением операций по счетам организации в банке, арестом имущества и невозможностью погасить имеющуюся задолженность.
Как пояснил суд, нарушение запрета распоряжаться или несоблюдение ограничения права пользоваться имуществом должника, на которое наложен арест, является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена федеральным законом.
Применение к должнику мер принудительного исполнения является обстоятельством, в силу которого налогоплательщик не может самостоятельно и своевременно погасить имеющуюся у него недоимку, и исключает возможность начисления пеней.
На основании изложенного, суд отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2007 г. N Ф03-А24/07-2/2169
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании