Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2821
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИФНС России по Первомайскому району г. Владивостока - Веревочкин СВ., представитель по доверенности от 09.01.2007 N 03-06/02, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока на решение от 17.04.2007 по делу N А51-10094/2006 33-261 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "К" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока о признании незаконным и отмене постановления от 03.05.2006 по делу об административном правонарушении N 168/620/9162/11.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 1 августа 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) по делу об административном, правонарушении N 168/620/9162/11 от 03.05.2006, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.10.2006, заявленные требования удовлетворены, постановление налогового органа признано незаконным и отменено ввиду установленных арбитражным судом существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, обязательного для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
По кассационной жалобе налогового органа Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа постановлением от 21.02.2007 данные судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела относительно нарушения инспекцией норм КоАП РФ, предписывающих порядок производства по делу об административном правонарушении.
Вновь принятым решением суда от 17.04.2007 требования общества удовлетворены, постановление налогового органа признано незаконным. Судебный акт мотивирован тем, что инспекция незаконно привлекла общество к административной ответственности, поскольку его действия по несвоевременному пробитию кассового чека не подпадает под квалификацию правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение. Представитель налогового органа, поддержав доводы жалобы, ссылается на доказанность материалами дела факта административного правонарушения, считая ошибочными выводы суда о том, что факт несвоевременно пробитого кассового чека не может быть расценен как неприменение контрольно-кассовой техники.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв на кассационную жалобу налогового органа не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя инспекции, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 03.04.2006 налоговым органом при проведении проверки соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в магазине, принадлежащем обществу и расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Добровольского, 35, установлено неприменение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при продаже кружки по цене 10 руб., а результаты проверки 03.04.2006 зафиксированы в акте проверки N 103, на основании которого 24.04.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 181.
Налоговый орган, рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, 03.04.2006 вынес постановление N 168/620/9162/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, исходя из обстоятельств возникшего спора, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, лишенными правового обоснования о совершении обществом административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
В соответствии со статьей 5 этого Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения. При этом событие правонарушения подлежит доказыванию фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, кассовый чек на покупку кружки стоимостью 10 рублей был пробит в период проверки, начатой в 13 час. 30 мин., но спустя 3 минуты после продажи товара. Однако момент пробития кассового чека не имеет правового значения, поскольку вышеназванной статьей административная ответственность установлена за неприменение ККТ, тогда как фактически имеет место несвоевременное пробитие кассового чека.
При таких обстоятельствах привлечение общества по данному спору к административной ответственности не отвечает положениям Конституции Российской Федерации и требованиям КоАП в той мере, в какой они представляют гарантию от необоснованного привлечения лица к административной ответственности и определяют критерии допустимости привлечения к данной ответственности.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, были предметом полного и всестороннего исследования арбитражным судом и, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, получили надлежащую правовую оценку.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Указания в кассационной жалобе на правовые положения законодательства, регулирующего вопросы в сфере применения ККТ, в частности о выдаче покупателям при осуществлении денежных расчетов отпечатанных кассовых чеков в момент оплаты, признаются судом кассационной инстанции обоснованными, но не имеющими отношения к возникшему спору, так как действующими нормами административного законодательства не предусмотрена административная ответственность за несвоевременное пробитие кассового чека.
Таким образом суд, установив отсутствие события вменяемого обществу правонарушения, правомерно признал оспариваемое постановление налогового органа незаконным и отменил его, что соотносится с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.04.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10094/2006 33-261 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2821
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании