Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2826
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Владивостокская КЭЧ МО РФ - Лашин А.В. - представитель по доверенности б/н от 05.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Приморское казначейство на постановление от 05.03.2007 по делу N А51-12111/2006 5-271 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Владивостокской КЭЧ МО РФ к Государственному учреждению Приморское казначейство о привлечении к административной ответственности и признании бездействия незаконным.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 1 августа 2007 года.
Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны Российской Федерации (далее Владивостокская КЭЧ) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным бездействие должностного лица - руководителя Государственного учреждения Приморское казначейство (далее - учреждение, казначейство) М.Н. Белоусовой, и привлечении его к административной ответственности в виде штрафа.
Решением суда от 14.12.2006г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия казначейства соответствовали требованиям Бюджетного кодекса РФ и постановлениям главы Надеждинского муниципального района, оснований для признания их неправомерными и привлечения должностного лица к административной ответственности не имеется. Кроме того, суд указал, что заявитель не представил доказательств нарушения оспариваемыми действиями его прав и законных интересов.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2007 решение суда первой инстанции отменено, требования удовлетворены: признано незаконным бездействие должностного лица руководителя Государственного учреждения Приморское казначейство Белоусовой М.Н., выразившееся в несвоевременном принятии мер к взысканию задолженности с администрации Надеждинского района в пользу Владивостокской КЭЧ; в части привлечения к административной ответственности руководителя казначейства производство по делу прекращено со ссылкой на часть 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции в части удовлетворенных требований, учреждение заявило кассационную жалобу, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом заявитель указывает на неправильное применение судом норм Бюджетного кодекса РФ к спорным правоотношениям.
Владивостокская КЭЧ в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в заседании суда кассационной инстанции отклоняют доводы и требования казначейства, считают постановление второй инстанции законным и обоснованным.
Государственное учреждение Приморское казначейство, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Владивостокской КЭЧ, проверив правильность применения апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемых судебный акт отмене не подлежит.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, Владивостокская КЭЧ направила в филиал Государственного учреждения Приморское казначейство по Надеждинскому муниципальному району (далее - казначейство по Надеждинскому району, филиал казначейства) два исполнительных листа N 028473 и N 082998, выданных на основании решений Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5195/04 22-156 и А51-5194/04 22-155, соответственно, о взыскании в пользу Владивостокской КЭЧ с администрации Надеждинского района за счет казны муниципального образования Надеждинский район 389379,62 руб. и взыскании с муниципального органа управления образованием администрации Надеждинского муниципального района 1098658,17 руб.
Казначейство по Надеждинскому району письмом от 16.08.2006 N 84 сообщило Владивостокской КЭЧ о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ в адрес должников по указанным исполнительным листам 19.07.2006 и 20.07.2005 направлены уведомления NN 75, 76 о принятии исполнительных документов к исполнению филиалом казначейства.
На данные уведомления должниками в адрес филиала казначейства 01.08.2006 предоставлена информация об источнике образования задолженности и указано, что расходы на погашение сумм, указанных исполнительных листах, не были включены в смету расходов по бюджету и по средствам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с порядком, установленным пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, администрация Надеждинского района и управление образованием Надеждинского муниципального района обратились в финансовое управление администрации Надеждинского муниципального района с целью уточнения расходов для исполнения требований исполнительных листов.
Распорядитель средств местного бюджета в соответствии с требованиями пункта 5 названной статьи Кодекса в трехмесячный срок обеспечил выделение лимитов. Впоследствии задолженность по исполнительному листу N 028473 была погашена полностью.
Распоряжением начальника учреждения М.Н. Белоусовой от 10.10.2006 N 101-ИП во исполнение решения суда по делу N А51-5194/04 22-155 приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах управления образованием администрации Надеждинского муниципального района. В дальнейшем платежными поручениями N 2914 от 12.10.2006, N 2982 от 19.10.2006, N 2996 от 25.10.2006 сумма долга по исполнительному листу N 082998 погашена полностью.
Вместе с тем, посчитав бездействие руководителя Государственного учреждения Приморское казначейство Белоусовой М.Н., выразившееся в несвоевременном исполнении требований абзаца 6 пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, нарушающим права и законные интересы Владивостокской КЭЧ в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - орган).
Орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу абзаца 1 пункта 3 этой же статьи должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с письмом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должники по исполнительным листам в установленный законом срок направили в орган письмо об источнике образования задолженности. Однако требование об одновременном направлении с письмом платежных поручений на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа не выполнили, несмотря на то, что уведомлениями NN 75, 16 были предупреждены о возможности приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника до момента устранения нарушений пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Арбитражный суд, установив наличие остатка денежных средств на лицевых счетах должников, обоснованно посчитал неправомерными действия должников и пришел к выводу о нарушении учреждением абзаца 6 пункта 3 статьи 242.5 БК РФ.
В соответствии с данной нормой Кодекса при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Из пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ следует, что принятие такой меры в отношении должника предусмотрено в независимости от наличия, отсутствия либо недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа.
Кроме того, в силу абзаца 23 статьи 283 Бюджетного кодекса РФ несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, является самостоятельным основанием для применения мер принуждения за нарушение требований бюджетного законодательства России, в том числе право приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях (пункт 3 статьи 284 БК РФ).
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о неправомерности бездействия казначейства, выразившееся в непринятии своевременных мер к взысканию задолженности по исполнительным листам, является обоснованным.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 05.03.2007 по делу N А51-12111/06 5-271 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2826
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании