Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2871
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1734
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Алейников И.В. - предстатель по доверенности N 376 от 11.12.2006, от ответчика: Наседкина А.Л. - представитель по доверенности N 3-13/2022 от 29.11.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Хабаровского муниципального района на решение от 16.02.2007, постановление от 17.04.2007 по делу N А73-12447/06-28 (АИ-1/464/07-26) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Администрации Хабаровского муниципального района, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, об обязании осуществить прием жилищного фонда в муниципальную собственность.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 3 августа 2007 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края об обязании принять в муниципальную собственность тепловые сети, расположенные в п. Корфовском по ул. Геологов, 12, 13 Хабаровского района, Хабаровского края, тепловую трассу квартальную от котельной поселка Корфовский по ул. Приморская, 1, 1а, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 14а, 15, 16, 17, ул. Вокзальная, 4, 6, 8, 15, пер.Приморский, 14, 16, 18, 20, ул. Советской, 1а, 16, вокзал, пост ЭЦ общей комплектностью 2874,5 погонных метров.
В порядке ст.49 АПК РФ определением от 09.01.2007 арбитражным судом привлечено в качестве третьей стороны, не заявляющей самостоятельных исковых требований на предмет спора, на стороне ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.
Решением суда первой инстанции от 16.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.04.2007, исковые требования истца удовлетворены.
Суд признал исковые требования истца обоснованными на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и п. 5 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, поскольку объекты коммунального значения при приватизации ОАО "Российские железные дороги" на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 не переданы акционерному обществу в собственность.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Администрации Хабаровского муниципального района, в которой заявитель просит отменить их, ссылаясь на то, что суд неправильно решил вопрос о передаче объектов муниципального значения, являющиеся федеральной собственностью, в муниципальную собственность без учета порядка, установленного ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ и ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В судебном заседании представитель Администрации Хабаровского муниципального района доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" с жалобой не согласился и просил судебные акты оставить в силе.
Из материалов дела установлено, Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 утверждено ОАО "Российские железные дороги".
На основании данного постановления в собственности акционерного общества объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не переданы и Министерству имущественных отношений Российской Федерации предложено решить вопрос о передаче их в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Поскольку Министерством имущественных отношений Российской Федерации не исполнено Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585, поэтому истец обратился с иском в арбитражный суд о понуждении Администрации Хабаровского муниципального района принять объекты коммунального значения, находящиеся в п. Корфовском Хабаровского района в собственность.
Арбитражный суд Хабаровского края, удовлетворяя исковые требования истца, сослался на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, посчитав, что в соответствии с данными актами Администрация Хабаровского муниципального района обязана принять в собственность объекты коммунального значения.
Однако, суд не учел, что Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 определяет порядок разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в республиках в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность, но данное постановление не устанавливает порядок передачи федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Не основательна ссылка суда и на Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, устанавливающий порядок передачи объектов в муниципальную собственность, поскольку данный правовой акт утратил силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 N 437.
Арбитражный суд Хабаровского края принял судебные акты без учета того, что ст.4 ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.
Пунктом 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет полномочия собственника имущества - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанцией принял судебные акты о передаче федерального имущества в муниципальную собственность без учета требований, изложенных в Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ и без проверки факта решения Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом вопроса о передаче объектов коммунального значения, расположенные в п. Корфовском Хабаровского района в муниципальную собственность.
Кроме того, Арбитражный суд Хабаровского края обязывая Администрацию Хабаровского муниципального района принять спорный объект в собственность сослался на то, что Корфовское городское поселение не является ни городом, ни районом, поэтому ему не могут передаваться в собственность коммунальные объекты, расположенные в поселке.
Данный вывод суда сделан без проверки полномочий Корфовского городского поселения и без учета ст. 14, 15, 50 ФЗ от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что содержание жилого фонда относится к вопросам местного значения сельских поселений и последний должен также решать вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом и содержание муниципального жилищного фонда.
Поскольку решение и постановление приняты Арбитражным судом Хабаровского края без надлежащей оценки всех обстоятельств по делу, поэтому они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду, кроме изложенного, следует проверить было ли Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом соблюдено условие о передаче федерального имущества, предусмотренное ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, то есть договоренность между федеральными органами местного самоуправления о передаче и приеме объектов федеральной собственности.
Наличие распоряжения Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ и Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2003 N 1499-Р/110а/Т-92р, где предусмотрен перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества ОАО "Российские железные дороги", не может служить актом, обязывающим принять в муниципальную собственность объекты коммунального значения в п. Корфовском Администрацией Хабаровского муниципального района.
При новом рассмотрении суду следует решить вопрос о государственной пошлине по кассационной жалобе в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.02.2007 и постановление от 17.04.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12447/2006-28 (АИ-1/464/07-26) отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2871
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании