Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1734
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Годенюк Н.И. - юрисконсульт по доверенности от 07.11.2007 N 615; от ответчика: Солодянкин Г.Н. - главный специалист юридического отдела по доверенности от 08.10.2007 N 3-11/1793, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 16.11.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 05.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-12447/2006-28/72, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Администрации Хабаровского муниципального района, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, Корфовское городское поселение Хабаровского муниципального района Хабаровского края, об обязании осуществить прием жилого фонда в муниципальную собственность.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2008 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Хабаровского муниципального района о признании незаконным бездействия ответчика по приему в муниципальную собственность и о понуждении ответчика принять в муниципальную собственность следующие объекты, не вошедшие в уставной капитал общества: тепловой сети, расположенной по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, поселок Корфовский, ул. Геологов, 12; тепловой сети, расположенной по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, поселок Корфовский, ул. Геологов, 13; тепловой трассы квартальной от котельной поселка Корфовский, расположенной по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, поселок Корфовский, ул. Приморская NN 1, 1а, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 14а, 15, 16, 17, ул. Вокзальная, NN 4, 6, 8, 15, пер. Приморский, N N 14, 16, 18, 20, ул. Советская, NN 1а, 16; вокзал, пост ЭЦ общей протяженностью 2874,5 погонных метров.
Определением от 09.01.2007 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.
Решением от 16.02.2007 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.08.2007 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 03.09.2007 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Корфовское городское поселение.
Решением от 16.11.2007, оставленным без изменения постановлением от 05,02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе ОАО "РЖД", в которой заявитель просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования - обязать Администрацию Хабаровского муниципального района принять имущество в муниципальную собственность.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судом не принято во внимание, что обязанность у ОАО "РЖД" передать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность, а у Администрации Хабаровского района - принять их, возникла с принятием Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества Российские железные дороги". Следовательно, при передаче указанных объектов в муниципальную собственность подлежит применению право, действовавшее на момент принятия указанного Постановления, а именно: Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность", распоряжение Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р. Кроме того, не согласен с выводом суда о том, что отсутствует решение Федерального агентства по распоряжению федеральным имуществом о передаче спорных объектов в муниципальную собственность. Поскольку распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщений РФ N 1499-р/110а/Т-92р от 08.04.2004 утвержден перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, в который входят и спорные объекты в п. Корфовский, дополнительного распоряжения по передаче данных объектов не требуется.
В заседании суда представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика не согласился с жалобой и просил судебные акты оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Из материалов дела следует, акционерное общество "Российские железные дороги" создано на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585.
Пунктом 7 данного Постановления поручено Министерству имущественных отношений РФ совместно с Министерством путей сообщения РФ утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Во исполнение данного пункта Постановления Министерством имущественных отношений РФ, Министерством финансов РФ и Министерством путей сообщений РФ издано распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, которым утверждены перечни объектов федерального имущества (социально-культурного и коммунально-бытового назначения), подлежащих передаче в собственность субъектов РФ или в муниципальную собственность, в числе которых указаны и спорные объекты как подлежащие передаче в собственность Хабаровского района.
Порядок передач объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность на момент учреждения ОАО "РЖД" предусматривался Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, согласно пункту 5 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Дальневосточная железная дорога - филиал ОАО "РЖД" направила 03.08.2006 письмо в администрацию Хабаровского муниципального района с просьбой о принятии в муниципальную собственность объектов федерального имущества, находящиеся у истца на балансе, на что ответчиком указано на необходимость в части соблюдения порядка передачи имущества руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, а также о том, что спорное имущество не может находиться в собственности муниципального района, а подлежит передаче в собственность Корфовского городского поселения.
Рассматривая данные действия Хабаровского муниципального района как уклонение от обязанности, предусмотренной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, истец обратился с настоящим иском в суд.
На основании анализа представленных сторонами документов судебные инстанции правомерно отказали истцу в удовлетворении исковых требований к Хабаровскому муниципальному району. Учитывая, что в действующем законодательстве произошли значительные изменения, то суды первой и апелляционной инстанций указали, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность производится в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Необоснован довод ОАО "РЖД" по поводу того, что поскольку обязанность у него возникла по передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 583 "О создании ОАО "Российские железные дороги", то передача указанных объектов должна производиться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность" и распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р, поскольку истец должен был предпринять действия о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке указанных нормативных актов до 01.01.2005.
Так как ОАО "РЖД" обратилось к Администрации Хабаровского муниципального района о принятии спорных объектов после 01.01.2005 (акты составлены 11.10.2006), то он должен был подготовить документы в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122 и Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374.
Распоряжение Минимущества РФ, Минфина РФ и Министерства путей сообщений РФ от 08.04.2004 N 1499-р/11-а/Т-92р также не может служить документом, обязывающим муниципальный орган о принятии тепловых сетей, расположенных в Хабаровском районе п. Корфовский по улице Геологов, 12, так как оно принято без учета вышеуказанных законодательных актов, регулирующих передачу имущества из федеральной собственности.
Кроме того, в силу Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и учредительных документов Корфовского поселения к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения топливом, поэтому в собственности поселений должно находиться имущество, предназначенное для обеспечения населения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения.
Поэтому на основании Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 каждое публичное образование может принять из федеральной собственности только имущество, соответствующее его полномочиям, разграниченным законом и соответствующее определенному целевому назначению.
Истцом не соблюден установленный Законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 и Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, поэтому суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали ОАО "РЖД" в удовлетворении исковых требований о понуждении Администрации Хабаровского муниципального района о принятии из федеральной собственности имущества.
Решение и постановление судебными инстанциями приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому оснований к их отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.11.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 05.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу А73-12447/2006-28/72 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1734
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании