Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2294
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Холдинговая компания "Л": Борисов А.В., представитель по доверенности от 20.02.2007 б/н, от ИФНС России по Советскому району г. Владивостока: Петрук М.А., представитель по доверенности от 16.02.2007 N 55, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока на решение от 10.04.2007 по делу N А51-1897/2007 30-3 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Л" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока о признании недействительным решения налогового органа в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 9 августа 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Л" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 25.01.2007 N 8 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года в виде штрафа в сумме 48452 руб., доначисления названного налога в сумме 263220 руб. и пени за его несвоевременную уплату - 37124 руб.
Решением суда от 10.04.2007 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что законодательство, действовавшее в спорный период, не предусматривало обязанность налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по основным средствам, приобретенным до указанного перехода
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в заседании суда кассационной инстанции, в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, вступившими в законную силу с 01.01.2006, переход на специальный режим налогообложения влечет для налогоплательщика определенные правовые последствия в виде восстановления НДС на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, принятого к вычету налогоплательщиком в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на упрощенную систему налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании общество отклонило приведенные в жалобе доводы, считая судебное решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам соблюдения требований законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 30.09.2006, по результатам которой составлен акт от 28.12.2006 N 153. На основании акта проверки, с учетом возражении налогоплательщика, налоговым органом принято решение от 25.01.2007 N 8 о привлечении общества к налоговой ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 122 НК РФ, с наложением штрафа в сумме 48452 руб. за неуплату НДС. Этим же решением обществу доначислен налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года в сумме 263220 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 37124 руб.
Как видно из решения налогового органа, основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, доначисления НДС и пени, явилось то, что при переходе с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения общество не восстановило и не уплатило в бюджет в декабре 2005 года НДС, ранее предъявленный к вычету в порядке статьи 172 НК РФ.
Не согласившись с названным решением в части доначисления НДС за 4 квартал 2005 года, пени и привлечения к налоговой ответственности за его неуплату, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что положения об обязанности восстанавливать суммы НДС, предъявленные к вычету в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на специальный налоговый режим, вступили в действие 01.01.2006. Данные положения, установленные Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон от 22.07.2005 119-ФЗ), не имеют обратной силы в соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ и не распространяются на правоотношения, возникшие до 01.01.2006.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу положений пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет только применительно к случаям принятия сумм налога, указанным в пункте 2 названной статьи, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ в пункт 3 статьи 170 НК РФ внесены изменения, согласно которым при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Вместе с тем названная норма вступила в действие только с 01.01.2006.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ, с учетом положений пункта 2 этой же статьи, предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Правовая позиция о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, являющихся участниками длящихся налоговых правоотношений, отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 N 111-О, в соответствии с которой заявитель, если он полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, вправе защищать свои права как налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится и выбор подлежащих применению норм с учетом, в частности, сформулированного в Конституции РФ запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы.
Таким образом, учитывая, что ранее действовавшее законодательство не предусматривало обязанности налогоплательщика по восстановлению сумм налога, принятых к вычету в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на специальный налоговый режим, оснований для доначисления обществу НДС, соответствующих сумм пени и штрафа у налогового органа не имелось.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.04.2007 по делу N А51-1897/2007 30-3 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.3 ст.170 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006 г.) при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
По мнению ИФНС, общество совершило налоговое правонарушение, перейдя с 01.01.2006 г. на УСН, не восстановив и не уплатив в бюджет в декабре 2005 г. НДС, ранее предъявленный к вычету.
Как указал суд, согласно п.1 ст.5 НК РФ, с учетом положений п.2 этой же статьи, предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
В Определении КС РФ от 01.07.1999 г. N 111-О сказано, что если изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, налогоплательщик вправе защищать свои права в арбитражном суде, к компетенции которого относится выбор подлежащих применению норм с учетом сформулированного в Конституции РФ запрета ухудшать положение путем придания закону обратной силы.
Таким образом, учитывая, что ранее действовавшее законодательство не предусматривало обязанности налогоплательщика по восстановлению сумм налога, правомерно принятых к вычету в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на специальный налоговый режим, оснований для привлечения к налоговой ответственности у ИФНС не имелось.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2294
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании