Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2389
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Фрунзенскому району города Владивостока - Марченко А.В., представитель по доверенности от 11.01.2007 N 11/214; Колодин Е.А. представитель по доверенности от 09.01.2007 N 11/17, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Фрунзенскому району города Владивостока на решение от 18.12.2006, постановление от 19.03.2007 по делу N А51-13461/06 31-359 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "П" к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Фрунзенскому району города Владивостока о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне взысканных сумм налога на прибыль, пеней, штрафа и обязании произвести возврат этих сумм.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 01 августа года.
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Фрунзенскому району города Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция), выразившегося в непринятии решения о возврате излишне взысканной суммы налога на прибыль в размере 58480 руб., пеней в сумме 8892 руб. и штрафа в размере 11696 руб., а также об обязании налогового органа произвести возврат указанных сумм и процентов в сумме 16903,26 руб.
Решением суда от 18.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2007, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что поскольку ранее принятым решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, установлены обстоятельства, подтвердившие необоснованность доначислений истребуемых сумм налога, пени и штрафа, то заявление общества основано на нормах налогового законодательства.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судом норм материального права и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании, правовые основания для признания незаконным бездействия инспекции отсутствуют в связи с тем, что у налогового органа не возникло обязанности по возврату спорных сумм, поскольку решение, которым с общества взыскан штраф и доначислены суммы налога и пеней, действует и не отменено в установленном законом порядке. Кроме того, в жалобе указано на неправильное применение судебными инстанциями положений пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимало, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей инспекции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно, что по результатам выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение N 13/3661 от 02.11.2004 о привлечении к налоговой ответственности, которым обществу в составе общих сумм налоговых санкций применена ответственность в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 11696 руб., а также доначислены суммы налогов, в том числе по налогу на прибыль в сумме 58480 руб., и соответствующие пени. На основании решения налоговым органом 04.11.2004 выставлены требования N 1805 об уплате налоговой санкции и N 58592 об уплате налога. Во исполнение указанных требований обществом уплачен штраф, а недоимка по налогу и пеням погашена путем зачета имеющейся переплаты.
Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в порядке статьи 139 НК РФ в вышестоящий налоговый орган (в настоящее время - Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю; далее - управление налоговой службы), который 29.12.2004 вынес решение N 06-15/555/14621 об оставлении жалобы общества без удовлетворения. Данное решение управления налоговой службы оспорено обществом в судебном порядке, по результатам рассмотрения заявления общества решением от 11.07.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3216/05 20-184 признано недействительным решение управления налоговой службы по пункту 1.2 в части доначисления налога на прибыль в сумме 58480 руб., соразмерно налогу пеней и штрафа в размере 11696 руб. Постановлениями апелляционной и кассационной инстанций судебное решение оставлено без изменения.
Полагая, что названные суммы налога на прибыль, пеней и штрафа являются излишне взысканными, так как имела место их уплата в порядке исполнения упомянутых требований, 21.06.2006 общество в соответствии со статьей 79 НК РФ обратилось в инспекцию с заявлением N 1891-ДБУиО о возврате излишне взысканного налога, пени и штрафа.
Поскольку указанные суммы инспекция не возвратила налогоплательщику, данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа и об обязании его произвести возврат спорных сумм и процентов, начисленных в соответствии с пунктом 4 статьи 79 НК РФ, и составивших сумму 16903,26 руб.
Арбитражный суд на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа имелась обязанность возвратить суммы излишне взысканных налога, пеней и штрафа.
Доводы жалобы рассмотрены и отклонены как несостоятельные.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пеней установлен положениями статьи 79 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 этой же нормы права сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество во исполнение выставленных инспекцией требований уплатило доначисленные суммы налога на прибыль в размере 58480 руб., пени, приходящейся на эту сумму, в размере 8892 руб. и 11696 руб. штрафных санкций, то есть имело место исполнения процедуры принудительного взыскания спорных сумм налоговым органом.
Подлежит отклонению довод заявителя жалобы относительно того, что решение инспекции N 13/3661 от 02.11.2004 соответствует законодательству, действует, и не отменено в установленном законом порядке. Между тем правильность доначисления спорных сумм по результатам выездной налоговой проверки проверена арбитражным судом в рамках дела N А51-3216/05 20-184 об оспаривании решения вышестоящего налогового органа, оставившего первоначальное решение инспекции без изменения, несмотря на то, что последнее непосредственно в судебном порядке не оспаривалось.
Утверждения заявителя жалобы о неправомерном применении арбитражным судом к обстоятельствам данного дела оснований освобождения от доказывания фактов, установленных названным судебным решением, несостоятельны. Указывая в этой связи на то, что инспекция не была привлечена к участию в деле, а спор разрешен в отношении управления налоговой службы, принявшим решение от 29.12.2004 N 06-15/555/14621, которое и являлось предметом требований общества, заявителем жалобы не учтено следующее.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (с учетом внесенных изменений и дополнений; в редакции от 27.07.2006 N 137-Ф3) налоговые органы - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, состоящая из Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
К полномочиям управления налоговой службы, прописанных Приложением N 5 к Приказу Минфина России от 09.08.2005 N 101н "Об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации" отнесено в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе осуществление контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов.
Поэтому проверка решения инспекции от 02.11.2004 N 13/3661 путем принятия по жалобе общества решения от 29.12.2004 N 06-15/555/14621 осуществлена управлением налоговой службы в рамках предусмотренных полномочий. Следовательно, для опровержения инспекцией фактов, вытекающих из обстоятельств о правомерности вынесения ею вышеназванного решения по рассматриваемому спору относительно обстоятельств, установленных судом по ранее рассмотренному делу, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, юридические основания не имелись.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что вступившим в законную силу решением суда доначисление обществу спорных сумм признано незаконным, в связи с чем инспекция обязана была в установленный срок вынести решение о возврате излишне взысканных сумм налога, пеней и штрафа. Обоснование судом выводов со ссылкой на пункт 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса признается правомерным.
С учетом избранного обществом способа судебной защиты судебные инстанции посчитали, что инспекция своим неправомерным бездействием нарушила предусмотренное статьей 79 НК РФ право общества на возврат излишне взысканных сумм налога, пени и штрафа.
Выводы судов обеих инстанций, основанные на названной норме арбитражного процессуального законодательства, не опровергнуты заявителем жалобы.
Иные доводы жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.12.2006, постановление апелляционной инстанции от 19.03.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13461/06 31-359 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2389
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании