Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2867
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Азия Экспорт" - Туркенич К.А., представитель по доверенности от 22.07.2005 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурской таможни на решение от 16.04.2007 по делу N А73-2452/2007-11АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азия Экспорт" к Амурской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2007 по делу об административном правонарушении N 10713000-4/2007.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Азия Экспорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Амурской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по делу об административном правонарушении от 27.02.2007 N 10713000-4/2007, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.04.2007 заявленные требования удовлетворены, постановление таможни признано незаконным и отменено ввиду установленных арбитражным судом существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, обязательного для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом норм КоАП РФ и считает, что суд неправомерно пришел к выводу о невозможности переквалификации таможенным органом на стадии рассмотрения в порядке главы 29 этого же Кодекса дела об административном правонарушении, повлекшего привлечение общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Обществом в отзыве на кассационную жалобу, а его представителем в судебном заседании доводы жалобы отклонены и предложено судебное решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Таможенный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, таможенным органом в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ за несоблюдение таможенного режима. Основанием для возбуждения данного дела послужило указание в ГТД N 10713030/200906/0004249 (далее - ГТД N 4249) паспорта сделки N 05100003/1326/0020/1/0, открытого в филиале "Хабаровский" ОАО "Альфа-Банк", к внешнеторговому контракту N HLSF-594-789 от 10.10.2005. Согласно ответу филиала банка указанный паспорт сделки закрыт 20.09.2006 в 11 часов 56 минут, а новый N 06090017/0539/0000/1/0 по указанному выше контракту открыт 21.09.2006 в АКБ "Региобанк".
Полагая, что на момент завершения процедуры помещения товаров под избранный обществом таможенный режим экспорта представленный паспорт сделки недействителен, таможенный орган по данному факту 18.01.2007 составил протокол об административном правонарушении N 10713000-4/2007.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении на основании данного протокола таможней 27.02.2007 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10713000-4/2007 о признании общества виновным в совершении правонарушения, выразившегося в недостоверном декларировании товаров, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда в сумме 100000 руб.
Названное постановление обществом оспорено в арбитражный суд, которым при проверке его на соответствие закону установлены обстоятельства возникшего спора, позволившие суду сделать вывод о несоблюдении таможней правовых положений административного законодательства относительно порядка производства пo делу об административном правонарушении. Поэтому постановление таможни признано незаконным и отменено.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, а доводы таможни, изложенные в жалобе, признаются судом кассационной инстанции лишенными правового обоснования.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
В силу упомянутых выше правил никто не может быть подвергнут административному наказанию при отсутствии протокола об административном правонарушении, если это прямо не предусмотрено Кодексом.
Как установлено арбитражным судом, протокол о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, не составлялся, поэтому, исходя из общих задач и принципов законодательства об административных нарушениях, вынесение постановления о привлечении общества к административной ответственности по названной норме КоАП РФ при возникшей ситуации произведено таможенным органом незаконно, без соблюдения обязательной процедуры административного производства, вопреки установленному порядку назначения административного наказания.
Поскольку правильность составления протокола, наличие обстоятельств, исключающих производство по делу, проверяются при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (пункты 3, 4 статьи 29.1 Кодекса), то отсутствие протокола о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ) ввиду отсутствия данного события административного правонарушения, тогда как таможней в протоколе от 18.01.2007 зафиксирован факт вменяемого обществу правонарушения, предусмотренного статьей 16.19 КоАП РФ.
Довод таможни о возможности переквалификации административным органом действий лица при привлечении его к административной ответственности не противоречит положениям КоАП РФ, однако таможней не учтено следующее.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документов, которым фиксируется факт административного правонарушения.
Поэтому, установив ошибочную квалификацию таможенного правонарушения, административный орган не лишен возможности по правилам статьи 28.2 КоАП РФ составить новый протокол о вменяемом правонарушении и при соблюдении гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями глав 25 и 29 этого же Кодекса рассмотреть дело об административном правонарушении, имея ввиду, что протокол представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит несоответствие оспариваемого решения и порядка его принятия закону либо отсутствие оснований для привлечения к ответственности, то он вправе принять решение о признании оспариваемого решения незаконным и его отмене.
Таким образом, у арбитражного суда, установившего допущенное таможней нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, имелись основания для признания не соответствующим нормам материального права постановления таможни, в связи с чем состоявшееся по делу решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.04.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2452/2007-11АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2867
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании