Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1391
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Охотников Р.А. - начальник правового отдела, доверенность от 26.09.2005 N 01-01-09/586, от ответчика: Дегтярев С.А. - главный специалист, доверенность от 24.04.2007 N 1237/05-6, от третьего лица: Маркин А.А. - представитель, доверенность от 11.12.2006 N 1-3/6524, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю на решение от 31.10.2006, постановление от 29.01.2007 по делу N А51-9728/2006 24-269 Арбитражного суда Приморского края, по иску Думы г. Владивостока к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о признании недействительными решения и предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2007. Полный текст постановления изготовлен 07.08.2007.
Дума г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС по Приморскому краю) о признании недействительными решения и предписания от 25.04.2006 N 14.
Решением от 31.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2007 требования удовлетворены, оспариваемые решение и предписание признаны недействительными.
В кассационной жалобе УФАС по Приморскому краю предлагается решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что при рассмотрении дела судом исследован вопрос наделения функциями и полномочиями органа местного самоуправления только муниципального предприятия "Некрополь". Между тем, по мнению заявителя жалобы, принятое Думой г. Владивостока Положение распространяется на любую специализированную службу по вопросам похоронного дела. Кроме того, считает необоснованной позицию суда относительно возможности передачи муниципальных кладбищ в ведение специализированных служб, поскольку такие действия, приводят к передаче части полномочий по организации похоронного дела от органа местного самоуправления, что недопустимо в силу требований ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Также указывает на то, что поскольку земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования, специализированная служба, как коммерческая организация, не может быть наделена правом устанавливать по своему усмотрению особый режим пользования данными землями.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель УФАС по Приморскому краю поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представители заявителя и третьего лица, не согласившись с ними, просили решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
В заседании суда кассационной инстанции в порядке ст. 163 объявлялся перерыв до 10 часов 20 минут до 31.07.2007.
Проверив законность решения от 31.10.2006, постановления от 29.01.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в порядке осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства УФАС по Приморскому краю рассмотрело решение Думы г. Владивостока от 31.01.2006 об утверждении Положения об организации и содержании мест захоронения в г. Владивостоке от 07.02.2006 N 3-МПА (далее - Положение) на предмет соответствия антимонопольному законодательству.
Решением от 25.04.2006 N 14 антимонопольная служба признала факт нарушения Думой г. Владивостока пунктов 1, 3 статьи 7 Закона о конкуренции и в предписании от 25.04.2006 N 14 указала Думе г. Владивостока на необходимость прекратить нарушение пунктов 1, 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" для чего в срок до 06.06.2006 внести следующие изменения в муниципальный правовой акт от 07.03.2006 N 3-МПА Положение об организации и содержания мест захоронения в г. Владивостоке: в первом абзаце пункта 1.3. Положения по тексту слова "организация, определенная..." заменить на "организации, определенные..."; в первом абзаце пункта 1.4. Положения слова "...и находятся в ведении специализированной службы города Владивостока" - исключить; второй абзац пункта 1.4. Положения - исключить; в пункте 2.2. Положения абзац "Отвод земельных участков на кладбищах под семейные (родовые) захоронения производится специализированной службой по обращению граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации" - исключить; в первом абзаце пункта 3.3. Положения слова "Ежедневный режим работы кладбищ (крематориев) для захоронения умерших (для оформления заказа на кремацию) определяется специализированной службой по согласованию с администрацией г. Владивостока - исключить; в пункте 4.1. Положения слова "...с разрешения специализированной службы" - исключить; пункт 4.5. Положения - исключить; пункт 7.1. Положения - исключить; пункт 8.1. Положения - исключить; пункт 8.5. Положения - исключить; пункт 8.6. Положения - исключить.
Дума г. Владивостока, не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС по Приморскому краю, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 7 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Запрещается наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций.
Пунктом 2 ст. 25 ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 29 Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями установлено, что решением от 31.01.2006 Дума г. Владивостока утвердила Положение об организации и содержании мест захоронения, в соответствии с пунктом 1.3. которого в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела, была признала организация, определенная правовым актом главы г. Владивостока для погребения умершего и оказания услуг по погребению умершего, а также оказания всего комплекса ритуальных услуг.
Кроме того, суд установил, что п. 1.3. указанного Положения также предусмотрено понятие ритуальной организации, к которой отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие статуса специализированной службы, оказывающие ритуальные услуги и сопутствующие ритуальным услуги, не относящиеся к услугам по погребению.
В этой связи судом обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что указанным Положением хозяйствующие субъекты в сфере похоронного дела, разделены на специализированные службы, занимающиеся погребением, а также на ритуальные организации, наделенные правом только оказывать ритуальные и сопутствующие услуги, не относящиеся к услугам по погребению. Также обоснован вывод суда о том, что указание в п. 1.3. Положения понятия специализированной службы по вопросам похоронного дела в единственном числе не свидетельствует о предоставлении такой организации преимущественного положения на рынке похоронных услуг, а является лишь нормой, содержащей понятие такой службы.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлетворил заявление, признав необоснованными требования УФАС по Приморскому краю в части п. 1.3 Положения об организации похоронного дела.
Также обоснованно признано судом неправомерным требование антимонопольного органа в части исключения из Положения первого абзаца п. 1.4.
При этом судом сделан правильный вывод о том, что Дума г. Владивостока вправе была распорядиться принадлежащей городскому поселению собственностью и определить в пункте 1.4. Положения об организации и содержании мест захоронения норму о передаче кладбищ и крематориев в хозяйственное ведение специализированным службам г. Владивостока.
Суд исходил из того, что согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу п. 13 ст. 46 Устава г. Владивостока, принятого решением Думы г. Владивостока 03.03.2005 N 49, имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории города Владивостока мест захоронения и организации ритуальных услуг, относится к собственности г. Владивостока.
При таких обстоятельствах подлежат отклонению доводы кассационной жалобы недопустимости в силу требований ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" передачи муниципальных кладбищ в ведение специализированных служб.
На основании ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 6 Закона Приморского края от 23.12.2005 N 332-КЗ "О погребении и похоронном деле в Приморском крае", к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов по вопросам погребения и похоронного дела отнесено определение порядка деятельности общественных кладбищ; создание и определение порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела; определение порядка деятельности крематориев.
Судом установлено, что, передав кладбища и крематории в хозяйственное ведение специализированным службам г. Владивостока, истец наделил такие службы правом назначать администрацию каждого кладбища и крематория, отводить земельные участки на кладбищах под семейные (родовые) захоронения по обращению граждан, устанавливать ежедневный режим работы кладбищ (крематориев) для захоронения умерших (для оформления заказа на кремацию) по согласованию с администрацией города Владивостока, выдавать разрешение на установку надмогильных сооружений, устанавливаемых после захоронения в границах отведенного земельного участка, устанавливать режим работы кладбищ и крематориев для посещения гражданами по согласованию с администрацией города Владивостока, выдавать разрешение на въезд на территорию кладбища автотранспортных средств, устанавливать порядок въезда на территорию кладбища и парковки на 'нем прочих автотранспортных средств и стоимость этой услуги по согласованию с администрацией города Владивостока, устанавливать движение транспортных средств по территории кладбища на платной основе в пределах утвержденных специализированной службой схем движения и стоянок транспортных средств.
Следовательно, арбитражный суд, сделав правильный вывод о предоставлении специализированным службам вышеуказанных полномочий в целях установления и организации единого порядка на данных объектах, обоснованно признал недействительными требования антимонопольного органа, изложенные в предписании N 14 в части п. 2.2, абзаца первого п. 3.3, пунктов 4.1., 4.5., 7.1., 8.1., 8.5., 8.6 Положения об организации похоронного дела.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, при их принятии не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.10.2006, постановление от 29.01.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9728/0624-269 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1391
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании