Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2901
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Рымар В.А. - представитель по доверенности от 31.01.2007 N 11, Суховерхова Е.Ю. - представитель по доверенности от 06.01.2007 N 1, от ответчика: Дроботова А.Г. - юрисконсульт по доверенности от 01.02.2007 N 7/195, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" на решение от 16.04.2007 по делу N А73-1572/2007-34 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску ФГУП "488 военно-картографическая фабрика" к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" о разрешении преддоговорного спора.
Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2007 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "488 военно-картографическая фабрика" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2007 N 101, по пунктам 2.2, 2.4, 3.2.1, 7.5, 7.8, 8.5.
До принятия судом решения истец заявил отказ от иска в части дополнения раздела 2 договора, который принят судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением от 16.04.2007 пункты 2.2, 2.4, 3.2.1, 7.5, 7.8, 8.5 договора от 01.01.2007 N 101 приняты в редакции Предприятия, в остальной части иска производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "ДГК" просит решение от 16.04.2007 изменить в части принятия п. 3.2.1 и п. 7.8 в редакции истца и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что, принимая спорные условия договора в редакции истца, суд неправомерно сослался на Постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 364. Указанное Постановление содержит положения о запрете для энергоснабжающей организации в случае несвоевременной оплаты энергии производить ограничения подачи тепловой энергии организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета и обеспечивающим безопасность государства, в пределах установленных указанным организациям лимитов бюджетных обязательств. Считает, что спорный договор является внебюджетным, выделение бюджетных лимитов для его исполнения не предусмотрено и основания для применения указанного Постановления отсутствуют. Кроме того, заявитель сослался на то, что установленный п. 7.8 договора порядок ограничения отпуска тепловой энергии не противоречит Постановлению Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 и ст. 486 ГК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие выразило несогласие с приведенными в ней доводами и просит в удовлетворении жалобы отказать. При этом указало на то, что является потребителем топливно-энергетических ресурсов, к которому подлежит применению Постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 364, поскольку на Предприятии предусмотрено прохождение военной службы.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность решения от 16.04.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при заключении договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2007 N 101 между ОАО "ДГК" (энергоснабжающая организация) и Предприятием (абонент) возникли разногласия. Поскольку стороны не достигли соглашения по спорным пунктам, абонент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 446 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ отнесен договор энергоснабжения.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иным правовым актом.
В проекте заключаемого договора, предложенного в редакции энергоснабжающей организации, п. 3.2.1 (абзац 1) устанавливает право энергоснабжающей организации прекращать подачу тепловой энергии полностью или частично после предупреждения абонента в случае нарушения установленных договором сроков оплаты за тепловую энергию. Пункт 7.8 проекта договора предусматривает порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии абоненту в случае неоплаты за потребленную тепловую энергию одного из периодов платежа в установленные пунктом 7.2 договора сроки.
Удовлетворяя заявленные требования и принимая пункты 3.2.1, 7.8 договора от 01.01.2007 N 101 в редакции истца, суд исходил из того, что изложение данных пунктов в редакции энергоснабжающей организации противоречит приложению N 3 к Постановлению Правительства РФ от 29.05.2002 N 364, запрещающего производить ограничение подачи электрической и тепловой энергии потребителю в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе воинских частей, учреждений, предприятий, в которых предусмотрена военная служба, установлены особые условия подачи тепловой энергии и ее оплаты, при которых энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничения подачи энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.
Между тем суд не установил факты финансирования истца из федерального бюджета, а также наличия установленного ему лимита в рамках бюджетных обязательств, в пределах которого невозможно ограничение подачи тепловой энергии энергоснабжающей организацией.
Поскольку в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о бюджетном финансировании истца, а также о выделенных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов теплопотребления в рамках бюджетных обязательств, вывод суда о принятии спорных пунктов договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2007 N 101 в редакции истца со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 не соответствует имеющимся в деле доказательствам и сделан без установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
При таких обстоятельствах решение от 16.04.2007 подлежит отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, распространяются ли на истца особые условия подачи тепловой энергии, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 N 364, и с учетом установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.04.2007 по делу N А73-1572/2007-34 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2901
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании