Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 августа 2007 г. N Ф03-А59/07-1/2910
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области на решение от 09.03.2007 по делу N А59-5187/06-С15 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании недействительным предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2007 года.
Департамент образования администрации г. Южно-Сахалинска обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании предписания по устранению выявленных нарушений от 23.10.2006 N 61-03-05-120/1091 недействительным.
Решением суда от 09.03.2007 предписание признано недействительным со ссылкой на несоответствие его постановлению Администрации Сахалинской области от 27.07.2006 N 173-па и нарушение тем самым законных интересов департамента на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ по заявлению ТУ ФСФБН в Сахалинской области, считающего его незаконным.
Заявитель полагает, что суд не выяснил за счет каких источников должны финансироваться дополнительные расходы на выплаты отпускных и по иным основаниям (компенсация отпуска, учебный отпуск) с сохранением заработной платы с учетом ЕСН, пособий по временной нетрудоспособности в части выплат за первые два дня, исчисленных в связи с включением в расчет среднего заработка вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, а также не дал правовой оценки такому расчету указанных расходов.
Департамент образования администрации г. Южно-Сахалинска доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу безосновательной.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с централизованным заданием Росфиннадзора, доведенным письмом от 26.06.2006 N 43-01-02-25/2141 Территориальное управление с 12.10.2006 по 19.10.2006 в Департаменте образования администрации г. Южно-Сахалинска проводило проверку субсидий, выделенных из федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ за 2006 год.
В ходе проверки территориального управления выявлены факты нецелевого использования этих субсидий: за их счет произведено начисление отпускных и выплат по иным основаниям (отпуск, компенсация отпуска, учебный отпуск) с сохранением средней заработной платы с учетом ЕСН, исчисленных в связи с включением в расчет среднего заработка вознаграждений за классное руководство в общей сумме 2597,990 руб., код 211 "Заработная плата" - 2058,629 тыс. руб., код 213 "Начисление на оплату труда" - 529,361 тыс. руб. Из них выплачено и перечислено 2558,919 тыс. руб., в том числе по коду 211 - 2027,989 тыс. руб., по коду 213 - 530,930 тыс. руб.
Кроме того, за счет средств субсидий с кода 211 начислено пособий по временной нетрудоспособности, в части выплат за первые 2 дня в сумме 3,866 тыс. руб., из них выплачено 3,038 тыс. руб.
По результатам проверки был составлен акт N 61-03/120 от 19.10.2006 и выдано заявителю предписание от 23.10.2006 N 61-03-05-120/1091, где ему предлагалось обеспечить целевое использование указанных субсидий; восстановление их на счетах бюджетного учета в сумме 2561,957 руб.; обеспечить надлежащее исполнение нормативных документов.
Не согласившись с данным предписанием, департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 44 ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" от 26.12.2005 N 189-ФЗ (в редакции ФЗ от 01.12.2006 N 197-ФЗ) Сахалинской области на вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в 2006 году предусматривалась субсидия в размере 56657,8 тыс. руб., предоставляемая в порядке, установленном Правительством РФ.
Субсидия в этом же размере была предусмотрена в бюджетной части бюджета области Законом Сахалинской области от 23.12.2005 N 105-30.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений.
В пункте 2 Правил определено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по выплате вознаграждения.
Размер субсидии, предоставляемой каждому субъекту РФ, определяется в пределах сумм, утвержденных ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 Администрацией Сахалинской области принято постановление от 27.07.2006 N 173-па, утвердившее Положение о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководства педагогическим работникам государственных учреждений Сахалинской области на 2006 год.
Пунктами 12, 13 этого Положения предусмотрено, что вознаграждение за классное руководство учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка, в том числе при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, и по беременности и родам.
Данное положение соответствует требованиям статьи 139 Трудового кодекса РФ, пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213) предусматривающим, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат.
Вознаграждение за классное руководство должно учитываться при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, и по беременности и родам, поскольку в соответствии с пунктом 84 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утвержден Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6) при определении указанных пособий педагогическим работникам учитывается весь заработок по месту основной работы, начисленный за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, включая дополнительную оплату за педагогическую работу, которая не считается совместительством.
Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 2 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя (письмо Министерства образования и науки РФ от 25.04.2006 N АФ-100/03 "О рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ").
Проанализировав указанные нормативные акты, арбитражный суд сделал правильный вывод о правомерности вышеназванных действий заявителя по включению за счет рассматриваемых субсидий в расчет среднего заработка вознаграждений за классное руководство при исчислении отпускных и выплат по иным основаниям (отпуск, компенсация отпуска, учебный отпуск) с сохранением заработной платы, при начислении пособий по временной нетрудоспособности в части выплат за первые 2 дня.
Судом был установлен факт выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководства за счет и в пределах средств финансовой помощи, направленных из бюджета, что Территориальным управлением не оспаривается.
При таких обстоятельствах заявление Департамента о признании предписания от 30.10.2006 N 61-03-05-129/1232 недействительным удовлетворено судом законно в порядке статьи 289 БК РФ, части 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы о необходимости финансирования спорных расходов образовательных учреждений за счет иных источников, в частности областного бюджета, средств формирующих оплату труда бюджетных учреждений не основаны на нормах закона, бюджетного законодательства.
Законом Сахалинской области от 23.12.2005 N 105-30 "О бюджете Сахалинской области на 2006 год" не предусматривалось финансирование спорных субвенций из областного бюджета, поэтому возложение на него таких обязательств противоречит действующему бюджетному законодательству, в частности статьям 85, 140 БК РФ, статье 44 ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", пункту 4 постановления Правительства РФ N 854, пункту 5 Правил, Закону Сахалинской области от 02.05.2006 N 46-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений в Сахалинской области".
Поскольку решение от 09.03.2007 законно и обоснованно, то оно изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.03.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-5187/06-С15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2007 г. N Ф03-А59/07-1/2910
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании