Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-2/3123
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ЗАО "Р" - Пескова А.А., юрисконсульт по доверенности от 04.10.2006, от Инспекции ФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края - Серга Д.Г., заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 19.12.2005 N 04-42867, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение от 19.04.2007 по делу N А73-13519/2006-72 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению закрытого акционерного общества "Р" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о возврате пеней по НДС и процентов.
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2007 года.
Закрытое акционерное общество "Р" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция; налоговый орган) возвратить излишне взысканную пеню по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3719,43 руб., а также проценты - 82603,65 руб., начисленные на излишне взысканные суммы налога и пеней (779381,93 руб.) и 411,26 руб. (с суммы 3719,43 руб.).
Решением суда от 19.04.2007 заявление общества удовлетворено частично. Суд обязал инспекцию произвести возврат процентов в сумме 82603,65 руб. В остальном - отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда в части взыскания процентов, ссылаясь на неприменение судом к возникшим правоотношениям пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, правовые основания для начисления процентов за несвоевременный возврат излишне взысканного по решению инспекции НДС в силу указанной выше нормы Налогового кодекса РФ отсутствуют, поскольку налоговым органом соблюдены сроки, предусмотренные для возврата НДС.
ЗАО "Р" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклоняют, как несостоятельные, и просят решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за февраль 2005 года принято решение от 26.10.2005 N 1973 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 67526,20 руб. Данным решением налогоплательщику предложено уплатить НДС в сумме 379781 руб. и пени за его несвоевременную уплату - 27413,93 руб., а также уменьшить на исчисленную в завышенных размерах сумму налога, подлежащую возмещению из бюджета, в размере 714536 руб. На основании указанного решения обществу выставлены требования: N 42291 об уплате недоимки по НДС в общей сумме 1094317 руб. и пеней - 27413,93 руб. и N 43695 об уплате пени по НДС в размере 3719,43 руб. Во исполнение вышеназванных требований обществом произведена уплата НДС за февраль 2005 года в сумме 751968 руб. (платежное поручение от 07.11.2005 N 289) и пеней - 27413,93 руб. (платежное поручение от 07.11.2005 N 290), а также пеней в размере 3719,43 руб. (платежное поручение от 26.12.2005 N 328). Остальная сумма недоимки по НДС была погашена за счет имеющейся переплаты.
Вместе с тем, постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 29.05.2006 по делу N А73-16851/2005-63 (АИ-1/508/06-46), оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.10.2006 (N Ф03-А73/06-2/3497), названное выше решение инспекции от 26.10.2005 N 1973 признано недействительным. После чего, ЗАО "Р" 01.11.2006 обратилось с заявлением в налоговый орган о возврате на расчетный счет налогоплательщика возникшей в связи с этим переплаты по НДС в сумме 996821 руб. и пеней в сумме 31133,36 руб.
13.11.2006 инспекцией приняты решения NN 9736, 9737 о возврате обществу переплаты по НДС в суммах 617039 руб. и 379781 руб., соответственно, и N 9735 о возврате пени в сумме 27152,50 руб., о чем налогоплательщику направлено извещение N 1367 от этой же даты. На расчетный счет ЗАО "Р" денежные средства в указанных выше суммах поступили 15.11.2006.
Общество, полагая, что возврат налоговым органом излишне взысканных сумм налога и пеней без начисления процентов нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу о наличии у налогового органа обязанности на основании пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса РФ начислить проценты на излишне взысканные с налогоплательщика суммы налога.
При этом суд обоснованно сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенную в Определении от 27.12.2005 N 503-О.
Исходя из положений статей 46, 47, 69, 76 Налогового кодекса РФ, требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).
Таким образом, если зачисление налога и пеней в бюджет осуществлялось на основании решения инспекции и требований об уплате налога, в которых согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ указывается исчисленная налоговым органом сумма налога и пеней, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки, то в случае неверного расчета налоговых сумм имеет место излишнее их взыскание налоговым органом.
Согласно пункту 4 статьи 79 Налогового кодекса РФ, сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.
Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса РФ предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога и пеней, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и требования об уплате налога, признанных впоследствии недействительными, с начисленными на них процентами.
Факт уплаты обществом НДС и пеней по требованиям налогового органа N 42291 и N 43695 подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями от 07.11.2005 NN 289, 290, и не оспаривается инспекцией. Расчет начисленных процентов за период с 27.12.2005 по 15.11.2006 проверен судом с учетом действовавших ставок рефинансирования Центрального банка РФ.
Довод инспекции о неприменении судом к возникшим правоотношениям положений пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ несостоятелен, поскольку указанная норма права предусматривает выплату процентов в случае нарушения налоговыми органами сроков возврата НДС, заявленного к возмещению, и не подлежит применению при излишнем взыскании инспекцией сумм налога в бюджет.
При таких обстоятельствах решение суда, как принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, отмене не подлежит, а кассационную жалобу налогового органа следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.04.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-13519/2006-72 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-2/3123
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании