Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2989
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Я.В. Бойко - представитель по доверенности от 01.02.2007 N 16/03-2/2007; К.С. Роснянский - представитель по доверенности от 15.05.2007 N 03/10-2, от ответчика: Комитета социальной защиты населения администрации района имени Лазо: Н.Т. Белячкова - председатель рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 27.02.2007, постановление от 16.05.2007 по делу N А73-11509/2006-31 (АИ-1/598/07-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Переяславское автотранспортное предприятие" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Администрации муниципального района имени Лазо, Комитету социальной защиты населения администрации района имени Лазо, Финансовому управлению администрации района имени Лазо о взыскании 3621332,02 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Переяславское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации муниципального района имени Лазо, Комитету социальной защиты населения администрации района имени Лазо, Финансовому управлению администрации имени Лазо, о взыскании 3621332,02 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате проезда в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
Определением от 21.11.2006 в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края.
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 2099831,19 руб., в том числе просит взыскать по ФЗ "О ветеранах" 1271939,75 руб., по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" - 507860 руб., по Закону Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 - 320031,44 руб.
Решением от 27.02.2007 требования истца удовлетворены в полном объеме путем взыскания в его пользу с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 1779799,75 убытков за предоставленные льготы гражданам на основании ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий". С казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края в пользу ООО "Переяславское автотранспортное предприятие" взысканы убытки в сумме 320031,44 руб., понесенные в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2007 решение от 27.02.2007 изменено. Сумма, подлежащая взысканию за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, уменьшена до 1531028,31 руб. в связи с выставлением для оплаты по ФЗ "О ветеранах" двух одинаковых счетов-фактур от 30.04.2004 N 157, от 24.04.2004 N 152; за счет казны Хабаровского края - до 249944,76 руб., поскольку истцом вторично выставлена для оплаты счет-фактуры N 156 от 20.01.2004.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, Министерство финансов Российской Федерации просит их отменить в части взыскания 1531028,31 руб. как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что арбитражный суд взыскал не фактические расходы истца, а убытки, полученные расчетным путем, что противоречит требованиям статьи 790 Гражданского кодекса РФ и постановлению Губернатора Хабаровского края N 130 от 18.05.2004.
Считает, что суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот гражданам, подпадающим под действие ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Настаивает на том, что на него возложена обязанность лишь последующей компенсации расходов, понесенных бюджетами других уровней, поэтому наличие задолженности перед истцом свидетельствует о вине местных финансовых органов и финансового органа Хабаровского края, которые не включили произведенные затраты в отчеты и не согласовали размер убытков с Министерством финансов РФ.
Представители ООО "Переяславское автотранспортное предприятие" и Комитета социальной защиты населения администрации района имени Лазо выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых судебных актов проверяется кассационной инстанцией в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ООО "Переяславское автотранспортное предприятие" в 2004 году предоставляло льготы отдельным категориям граждан по оплате проезда на автомобильном транспорте в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 160 "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год".
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в заявленной сумме на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Как установлено судом, данные льготы предоставлены истцом за свой счет на основании федеральных законов "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малоимущих семей с детьми и других категорий граждан на 2004 год" и других законодательных актов, в силу которых указанные в них категории граждан имеют право на бесплатный проезд в автобусах, а расходы организаций, предоставляющих такие льготные услуги, должны финансироваться за счет средств бюджетов соответствующего уровня.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из вышеназванных нормативных актов, с учетом ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ данные средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что выделенных в 2004 году денежных средств на возмещение расходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан по ФЗ "О ветеранах" недостаточно для компенсации предоставленных льгот.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе федерального бюджета создан Фонд компенсаций, которым предусмотрено финансирование текущих расходов, предусмотренных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 1638240,0 руб.
Вместе с тем, объем переданных Хабаровскому краю денежных средств не покрыл потребность субъекта РФ в финансировании на рассматриваемые цели.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд апелляционной инстанции правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 1531028,31 руб., за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления апелляционной инстанции от 16.05.2007 в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 16.05.2007 по делу N А73-11509/2006-31 (АИ-1/598/07-47) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2989
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании