Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 августа 2007 г. N Ф03-АЗ7/07-2/3020
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя Администрации Магаданской области: Власенко С.И. - начальник правового управления аппарата Администрации Магаданской области по доверенности от 18.01.2007 N 168, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области: Филенко М.А. - главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 01.05.2007 N 05-27/19952, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 19.03.2007 по делу N А37-94/2007-15 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Администрации Магаданской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о признании частично недействительным решения от 29.12.2006 N ИС-12.1-13/170.
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2007. Полный текст постановления изготовлен 23.08.2007.
Администрация Магаданской области (далее - Администрация Магаданской области) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области, налоговый орган) от 29.12.2006 N ИС-12.1-13/170 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму 5768720 руб. 56 коп., по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму 69994524 руб. 72 коп., и предписания уплатить неуплаченный налог на прибыль в сумме 28843608 руб. 08 коп., и пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 5638357 руб. 74 коп.
Решением арбитражного суда от 19.03.2007 требования заявителя удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что публично-правовые образования не являются в силу закона плательщиками налога на прибыль, а также отсутствием у заявителя, как юридического лица, доходов от соответствующей деятельности.
В суде апелляционной инстанции дело повторно не рассматривалось.
Законность принятого арбитражным судом решения проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области, полагающей, что судебный акт принят с неправильным применением норм материального и норм процессуального права и подлежащим, по мнению заявителя жалобы, отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Налоговый орган считает, что судом неправомерно не применены нормы статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Кроме этого, по мнению заявителя, при предоставлении юридическим лицам бюджетных средств на возвратной основе, отношения с публично-правовым образованием носят гражданско-правовой характер.
При этом Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области полагает, что администрация субъекта, действовавшая при заключений гражданско-правовых договоров в интересах Магаданской области как бюджетное учреждение, получила доход от коммерческой деятельности, подлежащей налогообложению.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Магаданской области ссылается на финансирование ее деятельности из средств федерального бюджета, а также на отсутствие у нее дохода по средствам "золотого кредита" и облигациям, в связи с чем считает, что не является плательщиком налога на прибыль.
По мнению Администрации, последняя, при заключении гражданско-правовых договоров, действовала в интересах и от имени субъекта Российской Федерации, который в силу закона не является участником налоговых правоотношений.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также правильность применения судом при принятии решения норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований к отмене или изменению решения арбитражного суда.
В соответствии с материалами дела решением от 29.12.2006 N ИС-12.1-13/170, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки, Межрайонная ИФНС N 1 по Магаданской области привлекла к налоговой ответственности Администрацию Магаданской области за совершение налоговых правонарушений, в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 5768720 руб. 56 коп., за неполную уплату налога на прибыль за 2003, 20045 2005 годы в результате занижения налоговой базы, по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму 69994524 руб. 72 коп. за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003, 2004 и 2005 годы, а также предложено уплатить неуплаченный налог на прибыль в сумме 28843602 руб. 08 коп. и пени, причитающиеся на эту сумму в размере 5638357 руб. 74 коп. Согласно названному решению налогового органа, Администрацией Магаданской области получен внереализационный доход в виде процентов за использование кредитными организациями средств внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны, валютного кредита на счетах в банках, доходов в виде процентов, полученных по договорам займа, валютного кредита, доходов в виде положительной курсовой разницы, сложившейся в результате переоценки валютных средств на счетах в банках, требований и обязательств в иностранной валюте, прибыль от реализации Еврооблигаций.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком налога на прибыль организаций признаются российские организации.
Согласно положениям статьи 11 настоящего Кодекса, определяющей институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе, организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъект Российской Федерации как публично-правовое образование налогоплательщиком не поименован.
В соответствии со статьей 1 Устава Магаданской области от 28.12.2001 N 218-ОЗ (далее - Устав Магаданской области) последняя является субъектом Российской Федерации.
Администрация Магаданской области согласно статье 61 вышеназванного Устава является высшим исполнительным органом государственной власти Магаданской области.
В порядке статьи 36 Устава Магаданской области средства областного бюджета, территориальных государственных внебюджетных фондов Магаданской области, находятся в управлении администрации области и расходуются на цели и в порядке, предусмотренные федеральным законодательством, областным бюджетом, иными законами области.
Судом первой инстанции установлено, что предпринимательская деятельность Администрацией Магаданской области не осуществлялась. Полученные проценты по государственным ценным бумагам и договорам займа, Администрация Магаданской области, действовавшая в интересах субъекта, направляла на погашение государственного долга, и, как юридическое лицо, для собственных нужд не использовала, следовательно, доход не получала.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, и определяемая в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций являются полученные доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.
При изложенных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отсутствии у Администрации Магаданской области объекта налогообложения по налогу на прибыль, в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, следует признать основанными на нормах налогового законодательства.
Применение арбитражным судом к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации также признается судом кассационной инстанции правомерным.
Поскольку Администрация Магаданской области не является налогоплательщиком налога на прибыль, у последней отсутствует обязанность представления налоговой декларации по данному налогу.
Учитывая, что судом первой инстанции полно исследованы все обстоятельства по делу и подвергнуты правомерной оценке представленные в дело доказательства, а также не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.03.2007 по делу N А37-94/2007-15 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 августа 2007 г. N Ф03-АЗ7/07-2/3020
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании