Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3707
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 29.03.2007, постановление от 18.06.2007 по делу N А51-15861/2006 36-394 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Спасский" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2", Администрации муниципального образования "Черниговский район", Финансовому управлению Администрации Черниговского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 214484 рублей 06 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Спасский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 2", Администрации муниципального образования "Черниговский район", Финансовому управлению Администрации Черниговского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 214484 рублей 06 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных в период с марта по декабрь 2004 года работникам МОУ "СОШ N 2", проживающим в сельской местности в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
Решением от 29.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам и отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
Жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.
Считает, что действующее в спорный период законодательство, регулирующее порядок предоставления льгот названной категории граждан, указывает в качестве источника, за счет которого осуществляются расходы, местный бюджет.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
При проверке законности обжалуемых судебных актов установлено, что отмене они не подлежат в силу следующих обстоятельств.
Спор возник в связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образовательного учреждения, проживающим в благоустроенном фонде Черниговского района, в сумме 214484 рублей 06 копеек за период с марта по декабрь 2004 года.
Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
За счет средств Фонда компенсаций в 2004 году в бюджет Приморского края перечислено на компенсацию вышеуказанных льгот 39699000 рублей, которые в полном объеме распределены муниципальным образованиям, в том числе Черниговскому району выделено 3191000 рублей.
Указанный средства в полном объеме перечислены предприятиям муниципального образования, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, пропорционально понесенным расходам.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено. Однако объем передаваемых средств не покрыл расходы предприятий, в том числе и истца, от предоставления льгот, предусмотренных ФЗ "Об образовании".
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно статье 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также статье 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
В силу изложенного законодательства, суд правомерно освободил муниципальное образование и субъект РФ от ответственности по иску, удовлетворив его за счет казны Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.03.2007, постановление апелляционной инстанции от 18.06.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-158/2006 36-394 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов РФ в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3707
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании