Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 августа 2007 г. N Ф03-А16/07-1/2646
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 19.03.2007, постановление от 07.05.2007 по делу N А16-915/2006-3 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Энергосбыт ЕАО" к отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район", администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район", Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области, финансовому управлению Правительства Еврейской автономной области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области о взыскании 14475 руб. 17 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2007 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" в лице Областного Энергосбыта ЕАО обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район", администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район", Комитету социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области, финансовому управлению Правительства Еврейской автономной области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области о взыскании 14475 руб. 17 коп., составляющих сумму некомпенсированных выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате электроэнергии гражданам в соответствии с федеральными законами "О донорстве крови и ее компонентов", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Указом Президента РФ "О социальной поддержке многодетных семей".
Определением от 12.02.2007 произведена замена истца на его правопреемника - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Энергосбыт ЕАО".
Решением суда от 19.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.05.2007, в части взыскания 263 руб. производство по делу прекращено в связи с отказом истца, в части взыскания 14212 руб. 17 коп. исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Суд исходил из неисполнения Российской Федерацией установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации достаточных целевых средств для компенсации указанных расходов, в связи с чем ответственность за возникшие у истца убытки должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ, где ставится вопрос об их отмене.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно возложил на него ответственность по возмещению убытков истца, поскольку свои обязательства он исполнил в полном объеме. Поэтому, в данном случае суду необходимо было привлечь главного распорядителя, выступающего в суде от имени публично-правового образования.
Кроме того, указывает на то, что истцом не представлены документы, подтверждающие оказание услуг по оплате электроэнергии отдельной категории граждан.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене в части по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, истец во исполнение законов Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Указа Президента РФ "О социальной поддержке многодетных семей" предоставил льготы по оплате электроэнергии с 01.12.2003 по 31.12.2003 Героям социалистического труда, с 01.12.2004 по 31.12.2004 донорам, с 01.04.2005 по 31.12.2005 многодетным семьям.
Неполное возмещение истцу расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот, установленных соответствующими законами, послужило основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Факт предоставления истцом льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтвержден материалами дела, в том числе представленными списками граждан-льготников, актами сверки задолженности по возмещению расходов, счетами-фактурами.
В связи с чем довод заявителя жалобы о том, что истцом не подтверждены убытки от предоставления льгот гражданам необоснован, поскольку опровергается материалами дела.
Суд при рассмотрении спора в части взыскания расходов истца, связанных с предоставлением в 2003 году льгот Героям социалистического труда и в 2004 году донорам, правомерно исходил из законов Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Постановления Правительства РФ от 22.05.2002 N 333, Определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, предусматривающих особые льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относятся расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Следовательно, возложенные федеральными законами на субъекты Федерации и муниципальные образования государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджеты субъекта Федерации, муниципального образования целевым назначением в соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса РФ как отдельный вид расходов бюджета, из которого они передаются и учитываются раздельно по каждому виду расходов.
Судом правомерно установлено, что доведение средств федерального бюджета, утвержденных ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", в составе Фонда компенсаций на реализацию льгот, установленных указанными законами, в бюджет субъекта РФ произведено в полном объеме, которых оказалось недостаточно для компенсации фактически предоставленных в спорный период льгот. Доказательств их нецелевого использования субъектом или муниципальным образованием Министерством финансов РФ не представлено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили финансами в полном объеме реализацию установленных федеральными законами "О донорстве крови и ее компонентов", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" льгот по оплате электроэнергии, в результате чего у истца возникли убытки, исковые требования в части взыскания 278,86 руб. правомерно удовлетворены за счет казны РФ в лице Минфина РФ.
Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти краев и областей предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением и электроэнергией.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указанный Закон дополнен статьей 26.3, согласно которой полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе многодетных семей и одиноких родителей), осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 44 ФЗ N 173-ФЗ от 23.12.2004 "О федеральном бюджете на 2005 год" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные подпунктами 13, 21, 22, 23, 24, 27, 31, 41 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляются за счет средств их бюджетов.
Из анализа указанных норм следует, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны были предусматриваться в 2005 году субъектом Российской Федерации в краевом бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как видно из материалов дела и установлено судом, средства на компенсацию расходов по предоставлению гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с вышеназванным Указом, в бюджете Еврейской автономной области предусмотрены не были, в связи с чем финансирование для реализации государственных полномочий по исполнению Указа из субъекта РФ не осуществлялось.
В связи с изложенным при отсутствии доказательств передачи из субъекта РФ материальных ресурсов Биробиджанскому муниципальному району на финансирование реализации Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", убытки истца, связанные с предоставлением льгот лицам, имеющим право на их получение на основании названного Указа, подлежат взысканию за счет средств казны Еврейской автономной области в лице Финансового управления Правительства ЕАО.
Таким образом, обжалуемые судебные акты в указанной части подлежат отмене, а убытки в сумме 13933,31 руб. следует взыскать за счет казны Еврейской автономной области в лице Финансового управления Правительства Еврейской автономной области.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.03.2007 и постановление от 07.05.2007 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16-915/2006-3 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу истца 13933 руб. 31 коп. расходов.
Взыскать в пользу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Энергосбыт ЕАО" за счет казны Еврейской автономной области в лице Финансового управления Правительства Еврейской автономной области 13933 руб. 31 коп. расходов.
В остальной части решение от 19.03.2007 и постановление от 07.05.2005 оставить без изменения.
Арбитражному суду Еврейской автономной области выдать исполнительный лист, а также произвести поворот исполнения судебного акта в порядке ст.ст. 325, 326 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 августа 2007 г. N Ф03-А16/07-1/2646
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании