Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3155
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 22.01.2007, постановление от 23.04.2007 по делу N А51-10450/2006 22-266 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению социальной защиты населения Администрации муниципального образования "г. Лесозаводск и Лесозаводский район", Администрации Приморского края, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, 3-е лицо Администрация Лесозаводского городского округа, о взыскании 7992 руб. 86 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации муниципального образования "г. Лесозаводск и Лесозаводский район", Администрации Приморского края, Финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 7992 руб. 86 коп. выпадающих расходов, связанных с реализацией в период с марта 2004 года по декабрь 2004 года льгот населению по оплате электроэнергии, согласно Федеральным законам "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (далее - Закон "О ветеранах"), "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1-ФЗ (далее - Закон "О реабилитации жертв политических репрессий") на основании договора N 1 от 21.01.2004.
Определением суда от 09.11.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Лесозаводского городского округа.
Решением суда от 22.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2007, иск удовлетворен за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано. В отношении Управления социальной защиты населения Администрации муниципального образования города Лесозаводска и Лесозаводского района производство по делу прекращено.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании не участвовали.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период март-декабрь 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Закона "О ветеранах", Закона "О реабилитации жертв политических репрессий".
Некомпенсированные расходы истца, связанные с предоставлением льгот гражданам в спорный период, составили 7992 руб. 86 коп.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом "О ветеранах", Законом "О реабилитации жертв политических репрессий", постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", а также Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год".
При этом судом правомерно установлено, что федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" расходы федерального бюджета на компенсацию спорных льгот ветеранам в полном объеме не предусмотрены и что законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" на финансирование льгот по ФЗ "О ветеранах" в бюджет Приморского края на 2004 год запланировано 376487 тыс. руб., из которых МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район передано 9950 тыс. руб., в том числе 8614 тыс. руб. на оплату услуг ЖКХ.
Установлено также, что из средств Фонда компенсаций на реализацию данного Закона в 2004 году Приморскому краю выделено 21777 тыс. руб., в том числе для муниципального образования 1095 тыс. руб.
Указанные денежные средства в полном объеме распределены между предприятиями-поставщиками коммунальных услуг, доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется, в связи с чем в иске к субъекту РФ и муниципальному образованию отказано правомерно.
Факт предоставления льгот истцом в спорный период и их объем и стоимость доказаны актами сверок, счетами-фактурами, отчетами о предоставлении льгот, списками льготной категории граждан с указанием начисленных сумм, извещениями на оплату коммунальных услуг.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены законно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьи 165-167, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и, соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Судом также правильно отклонена ссылка заявителя на неправомерное включение истцом в заявленную ко взысканию сумму убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истец действует в данном случае в интересах граждан, которые в силу главы 23 Налогового кодекса РФ не являются плательщиками этого налога, а вопросы налогообложения предприятия не относятся к предмету спора и разрешаются в ином порядке при налогообложении предприятия.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.01.2007, постановление от 23.04.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10450/2006 22-266 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3155
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании