Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3262
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 08.05.2007 по делу N А51-4484/2007 36-147 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" к Администрации Черниговского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 40083,69 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 7 сентября 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Черниговского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 40083,69 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2005 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании статьи 30 Закона РФ "О милиции".
Решением от 08.05.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит отменить принятый по делу судебный акт и в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение арбитражным судом нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления льгот сотрудникам милиции общественной безопасности, в структуру которой входят и участковые инспектора.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" в 2005 году на основании Закона РФ "О милиции" за счет собственных средств предоставило льготы по оплате тепловой энергии участковым милиционерам, проживающим в сельской местности.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 40083,69 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Предоставление льготных услуг в названном размере подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей в спорный период) участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.
При этом, обязывая органы местного самоуправления обеспечить предоставление льгот, законодатель не указывает источник их финансирования.
Рассматривая спор, арбитражный суд обоснованно руководствовался названным Законом с учетом Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому обязательства по социальной защите населения, установленные федеральным законом, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты.
Суд правильно исходил из того, что для отнесения расходов по предоставлению льгот на муниципальный бюджет или бюджет субъекта РФ необходимо, чтобы должность сотрудника милиции, получившего льготу, была введена дополнительно на основании соответствующего решения органа государственной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления о введении вакансии сотрудников милиции сверх нормативов, утверждаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Как установлено судом, органами местного самоуправления, как и органами исполнительной власти Приморского края, решения о введении дополнительных должностей к штатному расписанию ОВД по Черниговскому муниципальному району, утвержденному федеральными нормативными актами, что повлекло бы обязанность компенсировать за счет соответствующего бюджета увеличение расходов, связанных с финансированием милиции, не принимались.
Таким образом, судом правильно установлено, что предоставление спорных льгот относится к полномочиям Российской Федерации, передача которых на другой уровень власти в соответствии с нормативно-правовыми актами, разграничивающими расходные полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
Вместе с тем, как установлено судом, в 2005 году денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета Приморскому краю не передавались как не запланированные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".
Взыскание расходов истца по рассматриваемому Закону за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств, ФЗ "О местном самоуправлении в РФ", ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", также предусматривающим ответственность органов местного самоуправления за невыполнение отдельных государственных полномочий в пределах переданных на осуществление этих полномочий средств.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект финансовыми средствами в полном объеме для реализации Закона РФ "О милиции", арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.05.2007 по делу N А51-4484/2007 36-147 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3262
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании