Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Килярова М.Х. и Патланя В.А, при помощнике судьи Гребневой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Фоминой Д.Л. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2022 г, которым частично удовлетворены заявленные военнослужащим войсковой части N старшим сержантом Носачевым Евгением Васильевичем требования о признании незаконными действий начальника ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения) и начальника 1 отделения (финансово-расчетный пункт) управления финансового обеспечения (далее - 1 ФРП), связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
13 декабря 2021 г. командиром войсковой части N изданы проекты приказов о выплате Носачеву Е.В. денежной компенсации за наем жилого помещения за периоды: с 12 марта по 31 декабря 2019 г.; с 26 января по 31 декабря 2020 г.; с 1 января по 28 июля 2021 г. и направлены для согласования в управление финансового обеспечения.
16 декабря 2021 г. начальником 1 ФРП отказано в согласовании проектов приказов о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Носачев Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил данный отказ, просил обязать начальника 1 ФРП согласовать проекты приказов, а также взыскать с управления финансового обеспечения судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб. и оплатой услуг представителя в размере 15000 руб.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Отказ в согласовании указанных проектов приказов о выплате Носачеву Е.В. денежной компенсации за наем жилого помещения признан незаконным, на начальника 1 ФРП возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос об их согласовании. С управления финансового обеспечения в пользу административного истца взысканы расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб. и оплатой услуг представителя в размере 10000 руб. В возложении обязанности согласовать проекты приказов и возмещении расходов на представителя в большем размере судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Автор жалобы считает, что право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения возможно реализовать только после обращения военнослужащего с соответствующим рапортом, так как данная выплата носит заявительный характер. Поскольку с таким рапортом Носачев Е.В. обратился к командованию лишь в июле 2021 года, оснований для согласования проектов приказов на выплату денежной компенсации за периоды с 26 января по 30 декабря 2020 г. и с 1 января по 28 июля 2021 г, по мнению представителя административного ответчика, не имелось. В связи с этим она также обращает внимание на то, что при заключении нового договора найма не может быть рассмотрен рапорт, поданный на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения по истекшему договору найма.
Автор жалобы указывает на то, что совместное проживание членов семьи военнослужащего определяется регистрацией их по месту жительства по месту прохождения военнослужащим военной службы. В связи с этим она полагает необоснованным принятие судом в качестве доказательств совместного проживания показаний супруги административного истца и справок из дошкольных учреждений.
Кроме того, автор жалобы выражает несогласие с решением суда о взыскании с управления финансового обеспечения в пользу Носачева Е.В. судебных расходов, поскольку положения договора об оказании юридических услуг не содержат указаний на конкретное дело, в расписке о получении денежных средств не имеется ссылки на договор и дело, а акт выполненных работ, на необходимость изготовления которого указано в договоре, в суд не представлен.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - Порядок). Применительно к Министерству обороны РФ данный порядок реализован в Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. N 303.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Инструкции денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (далее - финансово-экономические органы), на основании приказа командира воинской части. В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация. Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения.
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются: копия договора найма (поднайма) жилого помещения, справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Следовательно, требование Инструкции о необходимости предоставления копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, равно как и копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии), направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с местом фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, а также с обеспеченностью их по месту службы жильем для постоянного проживания.
Причем, по смыслу ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", институт регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, а поэтому факт наличия либо отсутствия регистрации у военнослужащего по месту прохождения военной службы сам по себе не свидетельствует о наличии либо отсутствии у него права на компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Кроме того, из системного анализа приведенных выше норм следует, что право на получение денежной компенсации военнослужащий, включенный в список на предоставление служебного жилого помещения, приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его он может посредством обращения с рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права. Если военнослужащий отказался от предложенного служебного жилого помещения по личным мотивам, право на получение указанной компенсации у него не возникает.
В связи с изложенным имеющими значение для данного дела являются сведения о месте фактического проживания членов семьи административного истца в оспариваемый период, а также обстоятельства, препятствовавшие своевременному обращению его к командованию с рапортом о выплате денежной компенсации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Носачев Е.В. и члены его семьи (супруга, дети ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на основании решения начальника отделения (территориального, г. Владикавказ) ФГКУ "Югрегионжилье" от 19 мая 2017 г. включены в список на предоставление служебных жилых помещений с 27 апреля 2017 г.
13 марта 2019 г. Носачев Е.В. с целью получения денежной компенсации за наем жилого помещения обратился к командиру войсковой части N с соответствующим рапортом, к которому приложил копию договора найма жилого помещения от 26 февраля 2019 г. (на срок 11 месяцев), справку о составе семьи, выписку из приказа о назначении на должность, копии паспортов и свидетельств о рождении, свидетельства о регистрации по месту жительства и по месту пребывания, а также уведомление жилищного органа о включении его с семьей в список на предоставление служебного жилья.
С целью получения денежной компенсации за последующий период найма жилого помещения 29 июля 2021 г. Носачев Е.В. обратился к командиру воинской части с рапортами, датированными 26 января 2020 г. и 20 июля 2021 г, предоставив аналогичные документы, а также копии договоров найма жилого помещения от 26 января 2020 г. (на срок 11 месяцев) и от 1 января 2021 г. (на срок 11 месяцев).
Командир войсковой части N подготовил проекты приказов о выплате Носачеву Е.В. денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за период с 12 марта 2019 г. по 28 июля 2021 г. (за исключением периода с 1 января по 26 января 2020 г.), которые направил на согласование начальнику 1 ФРП.
Рассмотрев проекты приказов и приложенные к ним документы, 16 декабря 2021 г. начальник 1 ФРП отказал в их согласовании: за период с 12 марта по 31 декабря 2019 г. на членов семьи Носачева Е.В. - в связи с отсутствием сведений о регистрации их по месту жительства в "адрес"; за периоды с 26 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. и с 1 января по 28 июля 2021 г. - в связи с регистрацией рапортов административного истца на выплату компенсации 29 июля 2021 г, то есть по окончании указанных в проектах приказах периодов.
Обстоятельства совместного проживания Носачева Е.В. с семьей по месту прохождения им военной службы являлись предметом исследования судом первой инстанции и нашли свое подтверждение на основании показаний супруги административного истца о том, что они проживают в "адрес" с 2016 года. Кроме того, согласно имеющимся сведениям дочь административного истца посещала дошкольное общеобразовательное учреждение в "адрес" с февраля 2019 года по февраль 2021 года, а сын - с сентября 2017 года по июнь 2020 года. При этом супруга административного истца была зарегистрирована по месту пребывания по адресу воинской части с ноября 2016 года по ноябрь 2019 года, а с июля 2020 года - там же по месту жительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в согласовании проекта приказа командира воинской части о выплате Носачеву Е.В. денежной компенсации с учетом членов его семьи за период с 12 марта по 31 декабря 2019 г. является необоснованным.
Что касается отказа в согласовании проекта приказа за периоды с 26 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. и с 1 января по 28 июля 2021 г, то судебная коллегия исходит из следующего.
В связи с рассмотрением рапорта Носачева Е.В. об установлении с марта 2019 года и выплате денежной компенсации 20 марта 2019 г. в адрес федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" от начальника отдела (территориального, г. Владикавказ) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ направлены сведения о том, что в сентябре 2018 года Носачев Е.В. отказался от предложенного жилого помещения в общежитии, расположенном по месту прохождения военной службы.
Это обстоятельство является существенным, поскольку препятствовало финансовому органу и командиру воинской части в согласовании вопроса о выплате денежной компенсации и издании соответствующего приказа об этом.
Утверждая, что предложенное помещение не соответствует санитарным требованиям, Носачев Е.В. оспорил в судебном порядке действия жилищного органа, связанные с предоставлением указанной информации, просил обязать его представить в финансовый орган сведения о необеспеченности служебным жилым помещением.
Решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 22 июля 2021 г. заявленные требования удовлетворены.
Учитывая, что до разрешения судом вопроса относительно правомерности предоставленной жилищным органом информации право административного истца на получение денежной компенсации по независящим от него обстоятельствам, по сути, было заблокировано, его обращение с рапортом о выплате денежной компенсации 29 июля 2021 г, то есть сразу после принятия судом решения, о бездействии или иной нераспорядительности со стороны Носачева Е.В. не свидетельствует.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, касающиеся выплаты денежной компенсации за периоды с 26 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. и с 1 января по 28 июля 2021 г.
На основании статьи 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При разрешении вопроса о размере подлежащих возмещению расходов на оплату услуг представителя административного истца судом исследованы необходимые материалы дела, в том числе договор на оказание услуг, расписка о получении денежных средств. Кроме того, в судебном заседании представитель административного истца - М.Д.А. подтвердил факт оплаты ему Носачевым Е.В. предоставленных юридических услуг по данному делу.
Вопрос о размере судебных расходов, подлежащих возмещению Носачеву Е.В, разрешен судом с учетом количества состоявшихся по делу судебных заседаний, сложности дела и объема совершенных его представителем процессуальных действий.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о необходимости частичного возмещения указанных расходов. Сумма возмещения расходов определена в разумных пределах, с соблюдением баланса прав лиц, участвующих в деле.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2022года по административному исковому заявлению Носачева Евгения Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.