Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Шуайпова М.Г, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомлекс") - Благодарной В.М. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 28 апреля 2022 г, которым удовлетворено административное исковое заявление, поданное в интересах сержанта Орцуева Руслана Махарбиевича, об оспаривании действий начальника ФГАУ "Росжилкомлекс", связанных с отказом в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Орцуев Р.М. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отдела ФГАУ "Росжилкомплекс" от 2 марта 2022 г. N ТО67/10 об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать указанное должностное лицо отменить названное решение и повторно рассмотреть данный вопрос.
Решением суда административный иск удовлетворен полностью.
В апелляционной жалобе представитель ФГАУ "Росжилкомплекс" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что при принятии оспариваемого решения начальник ФГАУ "Росжилкомплекс" не располагал данными об исключении Орцуева Р.М. из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), а потому руководствовался имеющимися в жилищном деле сведениям о том, что с 1 июля 2014 г. истец состоит в указанном реестре.
Также автор жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что запрет, установленный абзацем 2 п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым на военнослужащих, являющихся участниками НИС, не распространяется действие ряда положений статьи 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на Орцуева Р.М. не распространяется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом в абзаце 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона определено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Вместе с тем согласно пункту 15 ст. 15 Федерального закона обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
При этом на военнослужащих, являющихся участниками НИС, не распространяется действие ряда положений статьи 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих, в том числе и абз. 12 п. 1 ст. 15 названного закона.
Как определено в пункте 4 ч. 1 ст. 9 Закона о НИС к участникам НИС относятся сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г, изъявившие желание стать участниками НИС. Аналогичные нормоположения содержатся и в пункте 4 раздела 1 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477.
Согласно части 3 ст. 11 Закона о НИС получение участником денежных средств, указанных в части 1 ст. 4 данного Закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 названного Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, право военнослужащих указанной категории, к которой относится и административный истец, на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы может быть реализовано либо путем предоставления им жилищной субсидии или жилых помещений по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма, либо посредством участия их в НИС, которое возможно только на основании их заявлений, поданных в уполномоченный орган.
После получения военнослужащим денежных средств во исполнение обязательства по договору целевого жилищного займа в рамках его участия в НИС государство считается исполнившим свои обязательства по его жилищному обеспечению.
Вместе с тем, если военнослужащий не воспользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счете, он, в силу в пункта 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 ГК Российской Федерации, может быть по его просьбе исключен из реестра участников.
Из копий послужного списка, контрактов о прохождении военной службы, выписок и приказов командиров войсковых частей N и N и N от 29 марта 2011 г. N 65, от 24 декабря 2016 г. N 323, от 1 февраля 2017 г. N 27 и от 19 декабря 2019 г. N 235 усматривается, что в марте 2011 года Орцуев Р.М. с Министерством обороны Российской Федерации заключил первый контракт, а в марте 2014 года - второй контракт о прохождении военной службы, которую он непрерывно проходил в войсковых частях N и N, до наступления предельного возраста пребывания на военной службе - 18 ноября 2021 г.
Согласно копии листа беседы Орцуев Р.М. проходит военную службу в воинском звании "сержант", имеет общую выслугу в календарном исчислении более 12 лет и подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Как усматривается из личной карточки участника НИС, Орцуев Р.М. с 1июля 2014 г. на основании поданного им рапорта включен в реестр участников НИС по "04" категории.
На основании вступившего в законную силу решения Грозненского гарнизонного военного суда от 31 августа 2021 г. признаны незаконными действия командира войсковой части N, связанные с отказом в ненаправлении документов Орцуева Р.М. для исключения его из реестра участников НИС. При этом на командира названной воинской части возложена обязанность направить указанные документы правомочному должностному лицу для исключения истца из реестра участников НИС.
Из сообщения командира войсковой части N следует, что 28 января 2022 г. им в адрес начальника филиала "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс" направлены документы для исключения Орцуева Р.М. из реестра участников НИС. Данные документы поступили в жилищный орган 4 февраля 2022 г.
Как следует из ответа ФГАУ "Росжилкомплекс" от 20 апреля 2022 г. N ФЮ/1858, указанный комплект документов был рассмотрен и 4 марта 2022 г. направлен в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации для исключения истца из реестра участников НИС.
Из копии заявления Орцуева Р.М, поступившего в ФГАУ "Росжилкомплекс" 1 февраля 2022 г, следует, что он в связи с предстоящим увольнением с военной службы обратился в указанный орган с заявлением, в котором просил принять его с составом семьи семь человек (он, его супруга и 5 детей) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии с оспариваемым решением должностного лица жилищного органа от 2 марта 2022 г. N ТО67/10 Орцуеву Р.М. и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку истец с 1 июля 2014 г. состоит в реестре участников НИС.
В возражениях представителя начальника филиала "Южный" ФГАУ "Росжилкомплекс" на административное исковое заявление указано, что целевой жилищный заем Орцуеву Р.М. не предоставлялся, денежные средства с именного накопительного счета не выплачивались. Это подтверждается сообщением представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" от 19 апреля 2022 г. NНИС-О-13/201.
Утверждения автора жалобы о том, что запрет, установленный абзацем 2 п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на ОрцуеваР.М. не распространяется, и что начальник ФГАУ "Росжилкомплекс" не располагал сведениями об исключении Орцуева Р.М. из реестра участников НИС, следует признать несостоятельными, поскольку условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих - участников НИС не наступили, а на основании решения суда на командира войсковой части N возложена обязанность направить комплект документов полномочному должностному лицу для исключения истца из реестра участников НИС. Однако на день принятия решения от 2 марта 2022 г. N ТО67/10 соответствующие документы на имя истца в Департамент жилищного обеспечения и управление жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации направлены не были.
Вместе с тем, согласно исследованным в суде апелляционной инстанции сведениям из реестра участников НИС от 30 июня 2022 г, Орцуев Р.М. из данного реестра исключен.
Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 28 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Орцуева Руслана Махарбиевича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.