Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Патланя В.А, судей: Килярова М.Х. и Шендрикова И.В, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2022 г, которым удовлетворено заявленное старшим прапорщиком Майковым Сергеем Александровичем требование о признании незаконным решения территориального отделения г. Новороссийск филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения представителя административного истца - Котович Т.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением территориального отделения от 17 декабря 2021 г. N13-41/16 Майкову С.А. вместе с членами его семьи из пяти человек отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в "адрес" на том основании, что он в 2010 году по линии военного ведомства в избранном им месте жительства в "адрес" по установленной норме был обеспечен жилым помещением, которое приватизировал на состав семьи из трех человек, то есть, распорядившись этим жильем по своему усмотрению, лишен возможности сдать его.
Майков С.А, оспорив в суде это решение, просил обязать жилищный орган его отменить и повторно рассмотреть данный вопрос.
Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование податель жалобы, анализируя положения абзацев 4, 16, 18 п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 5 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1768, приходит к выводу о том, что административный истец, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. При этом он только один раз вправе быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма исходя из учетной нормы, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации в избранном месте жительства.
По его мнению, поскольку Майков С.А. ранее был обеспечен жилым помещением в избранном месте жительства в г. ФИО10, то улучшение его жилищных условий должно реализовываться с применением учетной нормы, установленной решением городской Думы г. Краснодара от 15 декабря 2005 г. N 4, которая составляет 10 кв.м на человека. В данном случае административный истец, в собственности которого в "адрес" имеется квартира общей площадью 53, 6 кв.м, обеспечен на состав его семьи из пяти человек жильем по установленной норме. Поэтому оснований для улучшения жилищных условий у Майкова С.А. не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца - К.Т.В. просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из смысла положений пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон):
-военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г, подлежат обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (абзац 4 - утратил силу с 9 июля 2022 г.);
-военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности (абзац 12);
-военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 16).
Согласно пункту 1 ст. 15 упомянутого Закона военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из содержания части 1 ст. 51 ЖК РФ, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Следовательно, право на улучшение жилищных условий может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет меньше учетной нормы.
По делу установлено, что Майков С.А, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, проходит такую службу с 2013 года в войсковой части N, дислоцированной в "адрес". Общая продолжительность его военной службы более 24 лет.
В 2010 году Майкову С.А. на состав семьи из трех человек (он, супруга и сын Майков А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения) по линии Министерства обороны Российской Федерации по избранному им месту жительства в "адрес" была предоставлена квартира общей площадью 53, 6 кв.м, которая в дальнейшем административным истцом и указанными членами его семьи была приватизирована в равных долях по 1/3 в собственность.
В 2011 и 2020 годах у административного истца родились два сына, в связи с чем состав его семьи увеличился на два человека.
18 ноября 2021 г. Майков С.А. обратился в территориальное отделение с просьбой о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи из пяти человек (он, супруга и трое их сыновей) в избранном месте жительства в г. "адрес"
Оспоренным решением территориального отделения от 17 декабря 2021 г. N 13-41/16 Майкову С.А. отказано в принятии на жилищный учет в виду того, что в 2010 году он был обеспечен упомянутым жилым помещением в г. Краснодаре, которым распорядился по своему усмотрению, приватизировав его.
Как следует из пункта 5 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, применяется учетная норма жилого помещения, установленная, в частности, в избранном месте жительства.
Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края от 27 ноября 2007 г. N 490 "Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения в муниципальном образовании город-герой Новороссийск" (пункт 2.1) на территории муниципального образования города-героя Новороссийск установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Поскольку квартира, принадлежащая семье Майкова С.А. имеет площадь 53, 6 кв.м, то указание суда первой инстанции на обеспеченность жильем каждого члена его семьи, состоящий из пяти человек, по 10, 72 кв.м, менее учетной нормы в избранном месте жительства, является правильным.
В данном случае наличие у административного истца в собственности упомянутого жилого помещения не свидетельствует об утрате им права на улучшение жилищных условий, поскольку на основании частей 7, 8 ст. 57 ЖК РФ и пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N76, площадь ранее предоставленного Майкову С.А. жилья подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения либо расчете размера жилищной субсидии.
Поэтому гарнизонный военный суд обоснованно удовлетворил заявленные Майковым С.А. требования.
Исходя из изложенного, доводы, приведенные административным ответчиком, на правильность вышеуказанных выводов суда не влияют.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению Майкова Сергея Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 июля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.