Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Шуайпова М.Г, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" (далее - управление финансового обеспечения) - Лейко И.И. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2022 г, которым удовлетворены заявленные полковником Ивановым Евгением Андреевичем требования о признании незаконными действий ведущего бухгалтера отделения N 4 (финансово-расчетный пункт) управления финансового обеспечения (далее - ФРП N 4), связанных с отказом в согласовании проектов приказов командира войсковой части N о выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя управление финансового обеспечения - Швачко К.С. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Иванов Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия ведущего бухгалтера ФРП N4, связанные с отказом в согласовании проектов приказов командира войсковой части N от 21 марта 2021 г. N 21 и N 22 о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за 2021 и 2022 годы, обязать названное должностное лицо их согласовать.
Решением суда эти требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления финансового обеспечения просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что после обеспечения жилищной субсидией Иванов Е.А. утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
По мнению автора жалобы, обеспечение Иванова Е.А. служебным жилым помещением и получение им за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии привело бы к сверхнормативному обеспечению его жильем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон).
Из пунктов 1, 3 и ст. 15 этого Федерального закона (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) следует, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
Следовательно, Федеральный закон закрепляет социальную гарантию в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежитий на период службы в данной местности.
Учитывая социальную функцию служебных жилых помещений как непосредственно связанную с выполнением возложенных на военнослужащего служебных обязанностей, законодатель предоставил федеральным органам исполнительной власти возможность формировать специализированный жилищный фонд, в составе которого служебные жилые помещения подлежат распределению среди сотрудников этих органов, признанных в установленном порядке нуждающимися в их предоставлении.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту и членам их семей (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
По делу установлено, что Иванов Е.А. проходил военную службу по контракту в период с 18 декабря 2014 г. до 30 мая 2018 г. в войсковой части N "адрес"), а с 30 мая до 25 декабря 2018 г. в войсковой части N ("адрес"
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 11февраля 2019 г. N 33 Иванов Е.А. с указанной даты проходит военную службу по контракту в войсковой части N "адрес").
По сообщениям врио начальника отдела кадров войсковой части N от 17января 2022 г. N 19/57, от 18 января 2022 г. N 19/60, а также командира войсковой части от 18 января 2022 г. N 143/20/2348 Иванов Е.А. проходит военную службу в войсковой части N с 11 апреля 2019 г. по настоящее время, в его личном деле записана в качестве члена семьи супруга. В связи с отсутствием в воинской части служебного и постоянного жилого фонда ИвановЕ.А. и члены его семьи жилыми помещениями не обеспечивались.
Согласно платежным поручениям от 31 мая 2017 г. N 656425 и от 17июня 2017 г. N 27-1 Иванову Е.А. в период прохождения им военной службы в "адрес" была перечислена жилищная субсидия.
Из договора купли-продажи от 12 июля 2017 г. 78 АБ N 2323401 усматривается, что супруга Иванова Е.А, действующая от его имени, приобрела в собственность жилое помещение по адресу: "адрес"
Из копии паспорта Иванова Е.А. следует, что он зарегистрирован по указанному адресу.
Справкой начальника 2 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22ноября 2018 г. N 347 подтверждается, что Иванов Е.А. ранее занимаемое служебное жилое помещение по месту прохождения военной службы в "адрес" сдал.
Из уведомления заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N ЮРУЖО-03/01/1217-20 следует, что ИвановЕ.А. с 13 июля 2020 г. включен в список военнослужащих, нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения, по месту прохождения службы в "адрес". При этом жилищному органу было известно о наличии у Иванова Е.А. квартиры в "адрес"
Как видно из свидетельств о регистрации от 30 апреля 2021 г. N 643 и 26июля 2021 г. N 1402, Иванов Е.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес" в период с 10июня 2020 г. по 9 июня 2021 г. и с 26 июля 2021 г. по 21 июля 2024 г.
Из договоров найма жилого помещения от 6 апреля 2020 г. и 6 апреля 2021 г. следует, что Иванов Е.А. осуществляет наем комнаты N 6 по адресу: "адрес" за плату в размере 10000 руб. в месяц, договоры заключены на срок по 5 апреля 2021 г. и по 5 апреля 2022 г.
Из ответа заместителя территориального отдела "Ростовский" филиала "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 20 января 2022 г. N 194/175-ТО2/742 следует, что с 13 июля 2020 г. ИвановЕ.А. состоит на учете военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, составом семьи 1 человек. Распределение жилого помещения будет осуществлено при наличии жилья.
Как видно из рапорта Иванова Е.А. от 16 марта 2022 г, истец просил предоставить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения по вышеуказанному адресу за период с 6 апреля 2021 г. по 5 апреля 2022 г.
В соответствии с проектами приказов командира войсковой части N от 21 марта 2022 г. N 21 и N 22 Иванову Е.А. надлежит ежемесячно выплачивать денежную компенсацию за наем жилого помещения с 6 апреля 2021 г. по 5 апреля 2022 г.
Ведущим бухгалтером ФРП N 4 в согласовании указанных проектов приказов отказано со ссылкой на то, что Иванов Е.А. реализовал свое право на обеспечение жильем путем получения в 2017 году жилищной субсидии.
Из сведений, имеющихся в базе данных, следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения за 2021 и 2022 годы Иванову Е.А. не выплачивалась. При этом в 2020 году в связи с отсутствием служебного жилья Иванов Е.А. получал денежную компенсацию за наем жилого помещения.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для прекращения выплаты ИвановуЕ.А. денежной компенсации за наем жилого помещения в оспариваемый период не имелось, поскольку он реализовал жилищную субсидию по прежнему месту службы, после чего был переведен для дальнейшего ее прохождения в местность, где жилым помещением он не обеспечен.
Данная правовая позиция основана на том, что право на предоставление денежной компенсации является мерой социальной поддержки, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые военнослужащие вынуждены нести в связи с переводом к новому месту службы и необходимостью арендовать жилье после выполнения государством взятого на себя обязательства по обеспечению их жилыми помещениями в порядке статьи 15 Федерального закона.
Предоставлением Иванову Е.А. жилищной субсидии исполнено обязательство Министерства обороны Российской Федерации по его жилищному обеспечению, которое он реализовал по прежнему месту прохождения военной службы. Следовательно, после прибытия к новому месту службы Иванов Е.А. имеет право на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Иная оценка и толкование положений законодательства, которых придерживается податель жалобы, по вышеприведенным основаниям является ошибочной.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2022г. по административному исковому заявлению Иванова Евгения Андреевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.