Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей: Безгуба И.Н, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца -
Степановой С.О. на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 5 мая 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных в интересах подполковника Олифиренко Сергея Федоровича требований о признании незаконными действий должностного лица территориального отдела "Астраханский" (далее - территориальный отдел) филиала "Южный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Олифиренко С.Ф. и его представителя -
Степановой С.О. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Олифиренко С.Ф. через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ФГАУ "Росжилкомплекс", изложенное в письме консультанта территориального отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 20 января
2021 г. N 46, об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в форме выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия), обязать начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" принять его на жилищный учет и произвести расчет жилищной субсидии, исходя из норматива 18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи из трех человек.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что суд ошибочно пришел к выводу о том, что Олифиренко С.Ф. был обеспечен жильем за счет государства в 2019 году и не имеет право на повторное обеспечение жильем.
Представитель утверждает, что судом неверно установлены фактические обстоятельства дела, поскольку согласно письму консультанта территориального отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 20 января 2021 г. N 46
Олифиренко С.Ф. отказано в рассмотрении заявления о принятии на жилищный учет в связи с обеспеченностью последнего жилым помещением от государства в 1985 году и продажей своей доли отцу в 2002 году.
Межу тем суд не учел, что жилое помещение в селе "адрес" было предоставлено его отцу на состав семьи 4 человека (отец, мать, сестра, административный истец) по месту работы в "данные изъяты" Дом, в котором отцу предоставлена квартира, был построен для работников указанного предприятия с участием профсоюзов и в ведении исполкома местного Совета народных депутатов не находился. Таким образом, Олифиренко С.Ф. не обеспечивался жильем от государства. В 2019 году административному истцу на состав семьи 3 человека предоставили жилищную субсидию, рассчитанную за вычетом его 1/3 доли, тем самим обеспечив жилищной субсидией не его, а его бывшую супругу и дочь, которые приобрели на эти деньги жилье для себя.
При этом без должного внимания оставлено судом то, что со дня продажи своей доли в квартире прошло белее 5 лет.
Также суд не выяснил, имел ли право представитель территориального отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" рассматривать заявление
Олифиренко С.Ф. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Поэтому в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 г. - из фонда, находящегося в ведении органов местного самоуправления, гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.
Решением исполнительного комитета "данные изъяты" районного Совета народных депутатов от 25 января 1985 г. N 29 отцу административного истца - Олифиренко Ф.И. на состав семьи 4 человека распределена трехкомнатная квартира по адресу: "адрес"
кв. 12, общей площадью 64, 8 кв. м.
Согласно договору приватизации жилой площади от 2 декабря
1998 г. "данные изъяты" районная администрация бесплатно, в порядке приватизации, передала указанную квартиру административному истцу Олифиренко С.Ф, его отцу и матери в совместную собственность. Соглашением от 19 июля 2002 г. определены доли в праве общей совместной собственности на указанную квартиру, 1/3 из которых зарегистрирована за административным истцом в регистрационной палате Ставропольского края 24 июля 2002 г.
Следовательно, вопреки мнению истца, указанное жилое помещение предоставлено из государственного жилищного фонда.
На основании договора купли-продажи от 19 августа 2002 г.
Олифиренко С.Ф. продал отцу свою 1/3 долю в названном жилом помещении.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 13 декабря 2019 г.) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Пунктом 14 ст. 15 этого же Федерального закона определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья влечет необходимость его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.
Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от
20 февраля 2014 г. N 397-О и от 20 ноября 2014 г. N 2655-О содержится правовая позиция, согласно которой закрепленные в пункте 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенной категории граждан, как отсутствие сделок по распоряжению жильем, полученным от государства, повлекших ухудшение жилищных условий, и необходимость (для военнослужащих) представления документов о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения государством жильем определенной категории граждан.
В пунктах 3 и 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения (18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек) при расчете жилищной субсидии ее размер уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности или жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Таким образом, вопрос уменьшения норматива общей площади жилого помещения разрешается уполномоченным жилищным органом на основании сведений о наличии у военнослужащего или членов его семьи жилья в собственности или по договору социального найма.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 п. 27 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Олифиренко С.Ф. с 2004 г. проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
Решением заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье") (в настоящее время филиал ФГКУ "Росжилкомплекс") от
26 апреля 2016 г. N 182 истец с супругой и дочерью приняты на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решениями заместителя начальника филиала ФГКУ "Югрегионжилье" от
11 февраля 2019 г. N 86 и от 4 марта 2019 г. N 86 Олифиренко С.Ф. предоставлена жилищная субсидия на состав семьи 3 человека за вычетом его доли общей площади жилого помещения в размере 21, 60 кв. м, приходившейся на него в квартире отца, после чего он снят с учета нуждающихся в жилом помещении.
6 августа 2019 г. брак между административным истцом и его супругой расторгнут.
11 марта и 31 августа 2021 года Олифиренко С.В. обратился к начальнику филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" с просьбой пересчитать и доплатить ему жилищную субсидию по нормативу 18 кв. м, как и остальным членам его семьи, полагая, что жилищная субсидия в 2019 году была предоставлена не ему, а членам его семьи.
Указанные обращения в установленном порядке рассмотрены начальником филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" и в письменных ответах от 12 апреля 2021 г. N 194/175-ФЮ/2/5672 и от 6 октября 2021 г. N 194/175-ФЮ/2/14868 в удовлетворении заявлений отказано с разъяснениями о том, что расчет жилищной субсидии производен административному истцу правильно, исходя из норматива общей площади жилого помещения на семью из трех человек 54 кв. м, за вычетом 1/3 доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного государством, которой он распорядился в 2002 году.
В 16 декабря 2021 г. административный истец вновь обратился в адрес начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях в форме предоставления жилищной субсидии.
Решением филиала ФГАУ "Росжилкомплекс", изложенным в письме консультанта территориального отдела А.Р.А. от 20 января
2022 г. N 46, в удовлетворении заявления Олифиренко С.Ф. отказано по тем же основаниям.
Также в письме указано, что принятые в феврале 2019 года решения жилищного органа о выплате жилищной субсидии за вычетом 1/3 доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного ему государством, и о снятии его с жилищного учета не обжаловались и не отменены, а поэтому оснований для удовлетворения заявления и восстановлении его на жилищном учете и повторном предоставлении ему жилищной субсидии не имеется.
Таким образом, предоставленное в 1985 году Олифиренко С.Ф. в составе семьи отца жилое помещение в соответствии со статьей 5 ЖК РСФСР, действовавшего в тот период, относилась к государственному жилищному фонду, поскольку находилась в ведении государственного предприятия. Последующее признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья. Ухудшение административным истцом своих жилищных условий в дальнейшем путем отчуждения своей доли в квартире, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению.
Поскольку Олифиренко С.Ф. в связи с обеспечением жилым помещением от военного ведомства в форме предоставления жилищной субсидии снят с учета нуждающихся в жилом помещении, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что жилищным органом обоснованно отказано в рассмотрении вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении и в восстановлении на таком учете.
Доводы жалобы об отсутствии полномочий у консультанта территориального отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" рассматривать заявление
Олифиренко С.Ф. являются несостоятельными, поскольку его полномочия на решение вопросов, связанных с предоставлением военнослужащим жилищных субсидий, жилых помещений по договорам социального найма, в собственность бесплатно, на заключение и расторжение договоров социального найма и других вопросов, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, подтверждены исследованной в судебном заседании доверенностью от 20 мая 2021 г, выданной ему начальником ФГАУ "Росжилкомплекс" на срок до 24 марта 2024 г.
Является беспредметным довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка уменьшению размера жилищной субсидии, поскольку указанный вопрос не являлся предметом судебного разбирательства суда первой инстанции.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда 5 мая 2022 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Олифиренко Сергея Федоровича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 июля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.