Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 сентября 2007 г. N Ф03-А24/07-2/3344
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рыбхолкам" Московская Т.А. представитель по дов. от 26.02.07 N 10/7, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Рыбхолкам" на решение от 23.04.2007 по делу N А24-655/2007-05 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыбхолкам" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2007 года.
В Арбитражный суд Камчатской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Рыбхолкам" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области от 12.02.2007 N 30-1-06/150 о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 400 МРОТ, что в денежном выражении составляет 40000 руб.
Решением суда от 23.04.2007 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что справка о подтверждающих документах представлена обществом в акционерный Камчатский коммерческий Агропромбанк "Камчаткомагропромбанк" (ОАО) с пропуском срока, установленного законодательством о валютном регулировании.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Рыбхолкам" предлагает решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, так как справка и документы, подтверждающие проведение валютной операции, представлены в уполномоченный банк своевременно. Кроме того, сама справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, а, следовательно, непредставление такой справки не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы общества в полном объеме, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Ходатайством от 20.08.2007 N 38-01-05/1099 территориальное управление просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) в заседании суда был объявлен перерыв до 05.09.2007.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на кассационную жалобу, заслушав пояснения представителя общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а заявление общества - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, территориальное управление провело проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой было установлено, что ООО "Рыбхолкам" представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с нарушением установленного Положением Центрального банка РФ N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее Положение ЦБ РФ N 258-П) срока представления.
Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N 30-1-06/150 от 07.12.2006, составленном в присутствии представителя общества.
На основании указанного протокола и иных материалов дела административный орган 12.02.2007 принял постановление о назначении административного наказания N 30-1-06/150, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 руб.
Не согласившись с постановлением территориального управления, общество оспорило его в судебном порядке.
Из материалов проверки общества территориальным управлением установлено, что общество - резидент и компания - нерезидент фирма - нерезидент "Иокогама Трейдинг Корп., Лтд.," г. Иокогама, Япония (Покупатель) 19.09.2006 заключили контракт N 02-19/09, в соответствии с которым Продавец продал, а Покупатель купил нерку потрошеную обезглавленную штучной заморозки в количестве 903,3 тонн, которая должна быть поставлена в п. Хакодатэ, Япония на ТР "Горно-Алтайск", то есть на продукцию, которая уже находилась в пути.
По условиям контракта покупатель обязан произвести оплату стоимости товара в течение срока действия контракта согласно полученному им инвойсу и коносаменту с отметкой таможни по указанным продавцом банковским реквизитам. Срок действия контракта установлен до 28.02.2007.
Паспорт сделки N 06100016/0545/0000/1/0 по данному контакту открыт в акционерном камчатском коммерческом Агропромбанке "Камчаткомагропромбанк" (ОАО) 23.10.2006 с датой завершения 28.02.2007 на сумму 2730432,25 долларов США.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Арбитражный суд, устанавливая обстоятельства по делу, пришел к выводу о том, что, так как общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и документ (копию ГТД N 10705030/120906/0002284) как подтверждающий факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации с пропуском установленного законодательством о валютном регулировании и валютном контроле срока представления, то общество совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ: несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
При этом судом не учтено, что частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 ст. 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 ст. 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Таким образом, суд неправильно применил нормы материального права, в связи с чем принятое судом решение подлежит отмене, а заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2007 N 30-1-06/150 по делу об административном правонарушении - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.04.2007 по делу N А24-655/2007 - 05 Арбитражного суда Камчатской области отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Требования ООО "Рыбхолкам" удовлетворить. Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области от 12.02.2007 N 30-1-06/150 о привлечении ООО "Рыбхолкам" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ, признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
...
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 ст. 15.25 КоАП РФ отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 сентября 2007 г. N Ф03-А24/07-2/3344
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании