Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3360
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 02.05.2007 по делу N А51-2737/2007 36-109 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" Черниговского теплового района к Администрации МО Черниговского района в лице Финансового управления Черниговского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, муниципальному специальному (коррекционное) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Монастырище" о взыскании 44533,50 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" филиал Спасский Черниговский тепловой район обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО Черниговского района в лице Финансового управления Черниговского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, муниципальному специальному (коррекционное) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Монастырище" о взыскании 44533,50 руб., составляющих задолженность по возмещению расходов, возникших при предоставлении льгот педагогическим работникам в период с ноября по декабрь 2004 года.
Судом на основании статьи 49 АПК РФ по ходатайству истца уменьшена сумма искового требования до 43777,77 руб. в связи с неправильным начислением льготы Никитенко В.А. по дополнительному списку.
Решением суда от 02.05.2007 иск удовлетворен в уточненном размере за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность этого судебного акта проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебном заседании не участвовали.
При проверке законности принятого по настоящему делу решения установлено, что отмене либо изменению оно не подлежит по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период с ноября по декабрь 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим на территории Черниговского района на основании договора от 01.12.2002 и на основании Федерального закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (далее - Закон "Об образовании").
Объем оказанных КГУП "Примтеплоэнерго" этой категории граждан услуг, тарифные ставки на эти услуги и общая сумма расходов предприятия сторонами не оспариваются.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом "Об образовании", постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", а также Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Судом правомерно установлено, что в 2004 году в краевой бюджет из федерального бюджета для возмещения данных расходов поступило 39699 тыс. руб.
Поступившие средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Финансирование Черниговского района осуществлено в спорный период в сумме 3191 тыс. руб., однако объем переданных средств не покрывает фактически понесенные расходы предприятия.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ, муниципальным образованием средств на компенсацию льгот не представлено, следовательно, они правомерно освобождены от ответственности.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены законно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьи 165-167, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и, соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Судом также правильно отклонена ссылка заявителя на неправомерное включение истцом в заявленную ко взысканию сумму убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истец действует в данном случае в интересах граждан, которые в силу главы 23 Налогового кодекса РФ не являются плательщиками этого налога, а вопросы налогообложения предприятия не относятся к предмету спора и разрешаются в ином порядке при налогообложении предприятия.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.05.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2737/2007 36-109 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю за счет казны Российской Федерации госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3360
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании