Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-2/296
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: ИФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока - Володькина Е.В. - ведущий специалист, дов. N 11/3168 от 07.03.2006, Северюхин К.А. - госналогинспектор, дов. N 11/3169 от 07.03.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока на решение от 09.09.2005, постановление от 24.10.2005 по делу N А51-12472/2005 29-499 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "И" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании незаконным постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2006 года.
Общество с ограниченной ответственностью "И" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о признании незаконным постановления N 14/3183 от 02.08.2005.
Решением суда от 09.09.2005, оставленным без изменения постановлением от 24.10.2005, заявленные требования удовлетворены в полном объеме, по мотиву недоказанности вмененного обществу правонарушения и нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований обществу отказать. Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда об отсутствии у налогового органа полномочий на осуществление контрольного закупа товара, ссылаясь на положение статьи 7 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и полагает, что налоговый орган наделен полномочиями по проверке выдачи чеков при осуществлении наличных денежных расчетов.
В судебном заседании представители налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
ООО "И", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лица, участвующего в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, 26.07.2005 инспекцией по налогам и сборам проведена проверка выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в магазине "Альянс", принадлежащем ООО "И", расположенном по адресу: г. Владивосток, улица Светланская, 6.
По результатам проверки составлен акт N 000188 от 26.07.2005, которым зафиксирован факт нарушения требований Федерального закона N 54-ФЗ, выразившийся в продаже CD-диска по цене 150 руб. без применения контрольно-кассовой техники.
28.07.2005 налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении N 000141, на основании которого принято постановление по делу об административном правонарушении N 14/3183 от 02.08.2005 о привлечении ООО "И" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд признал оспариваемое постановление налогового органа незаконным и отменил, так как пришел к выводу о недоказанности вмененного обществу правонарушения и существенном нарушении процедуры наложения административного взыскания и порядка привлечения к административной ответственности. При этом суд исходил из того, что в соответствии с частью 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
По мнению суда, нарушение заключается в том, что при осуществлении контроля за использованием контрольно-кассовой техники работники налогового органа провели контрольный закуп товара с превышением своих должностных полномочий и без представителей органов внутренних дел, чем нарушили требования пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного Закона, в частности, путем проведения проверок выдачи Организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков и налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам также предоставляется право, в том числе проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что факт покупки товара непосредственно работниками Инспекции при проверки соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ не дает оснований говорить о превышении должностными лицами налоговых органов своих полномочий, поэтому вывод суда о проведении проверки должностными лицами Инспекции с нарушением норм действующего законодательства признается судом кассационной инстанции неправомерным.
Кроме того, согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и другими доказательствами.
Так же является ошибочным вывод суда о нарушении порядка назначения административного наказания со ссылкой на отсутствие определения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального документа.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным со дня составления протокола об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом установлен факт совершения обществом административного правонарушения, выразившиеся в неприменении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 000141 от 28.07.2005, на основании которого принято постановление N 14/3183 от 02.08.2005 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, в связи с чем арбитражный суд необоснованно указал на нарушение порядка привлечения к административном ответственности.
Учитывая изложенное решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.09.2005, постановление от 24.10.2005 по делу N А51-12472/2005 29-499 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "И" в удовлетворении требований о признании незаконным постановления N 14/3183 от 02.08.2005 Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-2/296
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании