Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3928
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае - Дробков А.А., представитель по доверенности б/н от 21.05.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" на решение от 27.02.2007, постановление от 06.06.2007 по делу N А51-585/07 29-20 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2006 N 05-06/211П.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточное морское пароходство" (далее - акционерное общество, ОАО "ДВМП") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - территориальное управление) от 30.11.2006 N 05-06/21Ш о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что справка о подтверждающих документах и инвойсы представлены ОАО "ДВМП" в уполномоченный банк с нарушением установленного законодательством о валютном регулировании срока, поэтому в действиях акционерного общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем привлечение его к административной ответственности по данной норме права является законным.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "ДВМП" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому непредставление такой справки в установленные сроки не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и не может служить основанием для привлечения акционерного общества к административной ответственности по указанной норме права.
Территориальное управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Акционерное общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, участие в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя территориального управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а заявление акционерного общества - удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, территориальное управление провело проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой было установлено, что 15.03.2006 ОАО "ДВМГТ" по договору на перевозку транзитных грузов N PRC 05/0105 от 01.01.2005 представило в уполномоченный банк документы, подтверждающие факт оказания услуг - инвойсы NN 04654 от 16.11.2005, 04841 от 29.11.2005, 05386 от 28.12.2005 и справку о подтверждающих документах от 29.12.2005 по указанным инвойсам с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка РФ N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П).
По данному факту территориальным управлением 17.11.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 05-06/211, по результатам рассмотрения которого и иных материалов дела об административном правонарушении 30.11.2006 вынесено постановление N 05-06/211П о признании ОАО "ДВМП" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением территориального управления, акционерное общество оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "ДВМП" требований, исходил из того, что акционерное общество, в нарушение пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) и пункта 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П, представило в уполномоченный банк инвойсы в подтверждение факта оказания услуг и справку о подтверждающих документах с нарушением установленного законодательством о валютном регулировании и валютном контроле срока представления, следовательно, совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. При этом судом не учтено следующее.
Действительно, в соответствии с требованиями статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Вместе с тем частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Из оспариваемого постановления следует, что акционерное общество привлечено к административной ответственности на несвоевременное представление в уполномоченный банк инвойсов, подтверждающих факт оказания услуг, и справки о подтверждающих документах.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Таким образом, суд неправильно применил нормы материального права, в связи с чем принятые судебные акты подлежат отмене, а заявление акционерного общества о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2006 N 05-06/211П по делу об административном правонарушении - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.02.2007, постановление апелляционной инстанции от 06.06.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-585/2007 29-20 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Постановление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 30.11.2006 N 05-06/211П о привлечении ОАО "Дальневосточное морское пароходство" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3928
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании