Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4586
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ООО "Бомарше" - Бойко О.Л. - адвокат по доверенности N 17 от 07.09.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый дом" на решение от 10.07.2006 по делу N А51-15587/04-16-761 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бомарше" к администрации муниципального образования г. Владивостока, 3-е лицо: ООО "Новый дом", о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2006. Полный текст постановления изготовлен 29.12.2006.
В судебном заседании 19.12.2006 объявлялся перерыв до 17 часов 40 минут 26.12.2006 в порядке ст. 163 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "Бомарше" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации муниципального образования г. Владивосток (далее - Администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, оформленного уведомлением от 23.08.2004 N 387 "Д"; обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта согласно акту о выборе земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новый Дом" (определение от 10.03.2005).
Решением от 10.07.2006 отказ в предоставлении земельного участка ООО "Бомарше", оформленный уведомлением от 23.08.2004 N 387 "Д", признан недействительным; суд обязал администрацию г. Владивостока в двухнедельный срок со дня принятия решения рассмотреть вопрос о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта под строительство жилого комплекса в районе ул. Русская, 51.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ООО "Новый Дом" просит отменить решение от 10.07.2006 как несоответствующее нормам права, ссылается на отсутствие отказа ООО "Новый Дом" от дальнейшей работы по земельному участку, изложенному Администрацией в градостроительном заключении, выданном ООО "Бомарше"; считает, что градостроительное заключение, выданное ООО "Новый Дом", не может быть отменено соответствующим заключением, выданным ООО "Бомарше"; ссылается на наличие согласованного эскизного проекта. Полагает, что права и законные интересы ООО "Бомарше" не нарушены, поскольку Администрацией принято решение о предварительном согласовании ООО "Новый Дом" места размещения объекта путем принятия постановления от 15.07.2004 N 1857; требование об обязании Администрации принять решение не основано на законе (п. 9 ст. 31 ЗК РФ), считает возможным только требовать возмещения убытков.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Бомарше", возражая относительно доводов жалобы, просило оставить ее без удовлетворения. Указав, что решением суда признано недействительным постановление от 15.06.2004 N 1857 "О предварительном согласовании ООО "Новый Дом" места размещения жилого многоэтажного дома в районе ул. Русская, 51", в том числе и ввиду отсутствия эскизного проекта. Ссылается на наличие у ООО "Бомарше" всех необходимых документов для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта: акта о выборе земельного участка, согласованного эскизного проекта, необходимых согласований и заключений, сведений об информировании населения и, соответственно, проведенными с участием представителей Администрации общественными слушаниями.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО "Бомарше" поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу. Представитель ООО "Новый Дом" в судебном разбирательстве участия не принимал, при этом о времени и месте слушания дела общество извещено надлежащим образом.
Проверив законность решения от 10.07.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, 08.12.2003 ООО "Бомарше" обратилось с заявлением в Администрацию о рассмотрении вопроса о строительстве жилого комплекса по ул. Русской в районе домов NN 51,51а в г. Владивостоке, приложив схему расположения предполагаемого к использованию земельного участка (вх. от 19.01.2004 N 387Д).
По результатам градостроительного заключения 27.02.2004 обществу выдан акт выбора площадки под строительство, проект границ земельного участка.
Вместе с тем, 23.08.2004 Администрация направила в адрес ООО "Бомарше" письмо за N 387 "Д", в котором сообщила об отказе в предоставлении ООО "Бомарше" испрашиваемого земельного участка, указав о его согласовании другой организации, подавшей заявку ранее. Письмом от 13.05.2004 N 2966Д Администрация сообщила о согласовании земельного участка ООО "Новый Дом".
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Бомарше" в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд, проверяя оспариваемые ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, устанавливает: их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту; нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом, 15.07.2004 постановлением администрации муниципального образования г. Владивосток N 1857 предварительно согласован земельный участок площадью 12278 кв.м, расположенный в районе ул. Русская, 51а, ООО "Новый Дом" для размещения многоэтажного жилого дома.
Названное постановление от 15.07.2004 N 1857, вступившим в законную силу решением суда по делу N А51-6269/05 16-239, признано недействительным как принятое в нарушение пункта 2 статьи 31 ЗК РФ и с нарушением прав ООО "Бомарше" по реализации положений статьи 31 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства, находящихся в муниципальной собственности, установлены положениями статей 30-32 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Судом первой инстанции установлено, что предоставление названного земельного участка под строительство объекта могло быть произведено в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ, то есть с предварительным согласованием места размещения объекта, о чем принимается соответствующее решение.
В частности, п. 5 ст. 30 ЗК РФ предусмотрены условия предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в том числе выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как указано выше, Управлением архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора администрации г. Владивостока утверждено градостроительное заключение, которым сделан вывод о возможности размещения жилого комплекса в районе ул. Русская, 51 (заказчик ООО "Бомарше"), указано, что функциональное использование земельного участка по утвержденной градостроительной документации - согласно генеральному плану города. Администрацией ООО "Бомарше" выдан акт выбора земельного участка, который 27.02.2004 зарегистрирован Управлением архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора администрации г. Владивостока за N 94/2004. Доказательства того, что названные документы аннулированы либо признаны недействительными, в материалах дела отсутствуют.
В этой связи, суд, с учетом положений ст. 69 АПК РФ, установив, что ООО "Бомарше" оформляется акт о выборе земельного участка; получен ряд согласований и заключений компетентных органов государства, обоснованно признал обжалуемый отказ, оформленный письмом от 23.08.2004 за N 387 "Д", не соответствующим закону (ст.ст. 30, 31 ЗК РФ).
Поскольку заявитель является лицом, оформляющим акт выбора земельного участка и, которым проводятся соответствующие согласования, следовательно, данный отказ нарушает его права и законные интересы в экономической сфере.
При таких обстоятельствах, решение от 10.07.2006 об удовлетворении требований ООО "Бомарше" в части признания недействительным письма от 23.08.2004 N 387 "Д", следует признать законным.
Судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы относительно градостроительных заключений, выданных ООО "Бомарше", ООО "Новый дом", поскольку они направлены на переоценку постановления от 15.07.2004 N 1857, которое, как указано выше, в судебном порядке признано недействительным (дело N А51-6269/05 16-239).
Подлежат отклонению его же доводы о том, что права и законные интересы ООО "Бомарше" не нарушены, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
С учетом изложенного, а также наличия акта выбора земельного участка, его оформление, градостроительного заключения, решение суда в оспариваемой части соответствует требованиям ст. 201 АПК РФ.
В отношении требований ООО "Бомарше" об обязании администрации г. Владивостока принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта согласно акту о выборе земельного участка установлено следующее.
Так, в силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, в свою очередь результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Как указано выше, в деле представлен акт выбора площадки под строительство, получены согласования и заключения по нему, в частности: градостроительное заключение о возможности размещения жилого комплекса, заключение ГУ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Приморского края, экологическое заключение, санитарно - эпидемиологическое заключение; получены технические условия: МУП Владивостока "Водопроводно-коммуникационное хозяйство", ОАО "Дальэнерго", МУП "Тепловые сети", МУП "Владивостокское предприятие электрических сетей"; наличие согласованного начальником УАГиГ эскизного проекта по жилому комплексу по ул. Русской, 51, выполненного ПИ НИИ "Дальводпроект".
В этой связи вывод суда об обязании Администрации рассмотреть вопрос о принятии решения о предварительном согласовании ООО "Бомарше" соответствующего места размещения объекта согласуется с положениями п. 6 ст. 31 ЗК РФ, при этом при рассмотрении вопроса подлежат учету требования названной статьи, в частности об информировании населения.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.07.2006 по делу N А51-15587/04-16-761 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2006 г. N Ф03-А51/06-1/4586
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании